23.05.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Лидер" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор Москва-Волгоград (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (нанесение горизонтальной дорожной разметки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0364100001823000016) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:
1) неправомерно объединены в один лот выполнение работ в 6 субъектах Российской Федерации;
2) ненадлежащим образом установивлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 19.05.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 23.05.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 28.04.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 027 218 874 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10804092440692058244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.05.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 18.05.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано ООО НПО "Русавтодор" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 1 027 218 874 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один лот выполнение работ в 6 субъектах Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно Извещению предметом Конкурса является "Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (нанесение горизонтальной дорожной разметки)" (далее - Выполнение работ).
В соответствии с Извещением к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, предусмотренные позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, а именно: цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также Извещением установлено, что Выполнение работ осуществляется на территории 6 субъектов Российской Федерации: Волгоградской, Тамбовской, Ростовской, Рязанской, Воронежской и Липецкой облестей.
Пунктом 6 Извещения установлен перечень дорог, на территории которых осуществляется Выполнение работ:
- автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань км 184+745 - км 342+165, Рязанская область;
- автомобильная дорога Р-132 "Золотое кольцо" Ярославль - Кострома - Иваново - Владимир - Гусь-Хрустальный - Рязань - Михайлов - Тула - Калуга - Вязьма - Ржев - Тверь - Углич - Ярославль км 528+317 - км 585+514, км 591+068 - км 608+471, Рязанская область;
- автомобильная дорога Р-132 "Золотое кольцо" Ярославль - Кострома - Иваново - Владимир - Гусь-Хрустальный - Рязань - Михайлов - Тула - Калуга - Вязьма - Ржев - Тверь - Углич - Ярославль. Обход города Михайлова км 0+000 - км 5+450, Рязанская область;
- автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань км 342+165 - км 575+000, Тамбовская область;
- автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань. Подъезд к городу Тамбову км 0+000 - км 7+400, Тамбовская область;
- автомобильная дорога Р-193 Воронеж - Тамбов км 110+898 - км 119+754, км 123+834 - км 217+298, Тамбовская область;
- автомобильная дорога Р-193 Воронеж - Тамбов км 119+754 - км 123+834, Липецкая область;
- автомобильная дорога Р-208 Тамбов - Пенза км 4+450 - км 125+750, Тамбовская область;
- автомобильная дорога Р-208 Тамбов - Пенза. Северный обход города Тамбова км 0+000 - км 41+800, Тамбовская область;
- автомобильная дорога Р-208 Тамбов - Пенза. Южный обход города Тамбова км 0+000 - км 15+500, Тамбовская область;
- автомобильная дорога А-298 автомобильная дорога Р-208 "Тамбов - Пенза" - Саратов - Пристанное - Ершов - Озинки - граница с Республикой Казахстан км 0+000 - км 2+433, км 12+274 - км 35+350, Тамбовская область;
- автомобильная дорога Р-119 Орёл - Ливны - Елец - Липецк - Тамбов км 326+600 - км 414+160, Тамбовская область;
- автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань км 575+000 - км 641+000, Воронежская область;
- автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань км 641+000 - км 961+000, Волгоградская область;
- автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань км 1007+000 - км 1034+830, Волгоградская область;
- автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань. Подъезд к городу Элиста км 36+000 - км 84+620, Волгоградская область;
- автомобильная дорога Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград км 446+636 - км 672+387, Волгоградская область;
- автомобильная дорога А-260 Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница c Луганской Народной Республикой км 11+000 - км 196+700, Волгоградская область;
- автомобильная дорога Р-229 Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград км 509+760 - км 557+276, км 558+748 - км 750+312, Волгоградская область;
- автомобильная дорога Р-229 Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград (подъезд к ДАПП "Вишневка") км 0+000 - км 153+465, Волгоградская область;
- автомобильная дорога А-270 автомобильная дорога М-4 "Дон" - Новошахтинск - граница с Луганской Народной Республикой км 876+130 - км 907+700, Ростовская область;
- автомобильная дорога А-135 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к городу Ростову-на-Дону. Северный подъезд км 0+000 - км 2+330, Ростовская область;
- автомобильная дорога А-135 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к городу Ростову-на-Дону. Южный подъезд км 2+400 - км 17+000, Ростовская область;
- автомобильная дорога А-135 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к городу Ростову-на-Дону. Западный подъезд км 0+000 - км 10+140, Ростовская область;
- автомобильная дорога А-280 Ростов-на-Дону - Таганрог - граница с Донецкой Народной Республикой км 5+670 - км 119+000, Ростовская область;
- автомобильная дорога А-260 Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница c Луганской Народной Республикой км 196+700 - км 342+435, км 349+385 - км 379+460, Ростовская область.
Согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 027 218 874 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе установлено в размере 51 360 943,70 руб., обеспечение исполнения контракта установлено в размере 102 721 887,40 руб.
Комиссия, изучив Извещение и приложения к Извещению, приходит к выводу, что объединение Заказчиком в один лот Выполнение работ на территории разных субъектов Российской Федерации приводит к увеличению объема оказываемых услуг, начальной (максимальной) цены контракта, размера обеспечения заявки и обеспечения исполнения государственного контракта, а также стоимости выполненных работ по договорам, представляемыми участниками Конкурса в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.
Кроме того, в соответствии с условиями Извещения выполнение работ на территории 6 субъектов Российской Федерации осуществляется в один временной период, что накладывает на подрядчика дополнительную кадровую и материально-техническую нагрузку.
Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком лота таким образом не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц, имеющих возможность осуществлять Выполнение работ в определенном субъекте Российской Федерации, вследствие чего сокращается число потенциальных участников.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Критерию в части установления предельного максимального значения в размере 5 000 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "г" пункта 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпунктов "а", "б" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Пунктом 2 раздела II Порядка оценки установлено, что по Критерию оценка заявок осуществляется по формуле предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения:
где,
- значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по детализирующему показателю;
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
- предельное максимальное значение характеристики объекта закупки по детализирующему показателю - 5 000 000 000 руб.
Согласно Порядку оценки по Критерию к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что установленное предельное максимальное значение в размере 5 000 000 000 руб. обусловлено потребностью Заказчика и позволяет выявить среди участников закупки квалифицированного подрядчика, обладающего необходимым Заказчику опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта, что не противоречит Положению и требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лидер" обоснованной в части пункта 1 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 28.04.2023 по делу N 28/06/105-1145/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 мая 2023 г. по делу N 28/06/105-1145/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2023