28.11.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) на действия Забайкальского краевого суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий суда в 2024 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0191100000823000043) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями:
1) Заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально и технологически не связанные между собой услуги;
2) Заказчиком неправомерно проведена закупка путем открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона, поскольку услуги по уборке здания и прилегающей территории входят в аукционный перечень, предусмотренный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Аукционный перечень, Распоряжение N 471-р).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 24.11.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.11.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 7 410 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.11.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только 1 заявка от участника закупки (ООО "Даурия-Эксим") с предложением о цене контракта в размере 7 400 000 руб., которая признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально и технологически не связанные между собой услуги, в результате чего ненадлежащим образом установлено дополнительное требование к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 14 и 36 приложения к Постановлению N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В соответствии с позицией 14 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Согласно позиции 36 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Извещением установлено, что объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию здания.
Кроме того, в соответствии с Извещением, к участникам закупки не установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в рамках оказания услуг по комплексному обслуживанию здания исполнителю необходимо оказывать услуги по техническому обслуживанию здания (технических систем и т.д.), вместе с тем исполнителю также необходимо оказывать услуги по уборке здания и прилегающей территории.
Из довода жалобы следует, что Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки оказание услуг по техническому обслуживанию здания, а также оказание услуг по уборке здания и прилегающей территории, поскольку регламент, функции, специфика оказываемых услуг являются различными, не имеют функциональной и технической взаимосвязи друг с другом. При этом объединение в один лот привело к неправомерному неустановлению дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571.
При этом для работ и услуг, содержащихся в Описании объекта закупки, предусмотрены самостоятельные позиции, указанные в приложении к Постановлению N 2571.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что объем услуг по техническому обслуживанию здания, а также по уборке здания и прилегающей к нему территории является неделимым в рамках исполнения контракта, поскольку является взаимосвязанным и имеет единое функциональное назначение.
При этом Комиссия, изучив представленные материалы, установила, что объем оказываемых услуг по техническому обслуживанию здания составляет 42 % объема оказываемых услуг, остальную часть объема оказываемых услуг составляет оказание услуг по уборке здания и прилегающей к нему территории.
Вместе с тем Комиссией установлено, что оказание услуг по техническому обслуживанию здания, а также оказание услуг по уборке здания и прилегающей к нему территории, установленные Заказчиком в Описании объекта закупки, предусмотрены позициями 14 и 36 приложения к Постановлению N 2571.
При этом одновременное установление дополнительных требований для участников закупки, предусмотренных позициями 14 и 36 приложения к Постановлению N 2571, не предусмотрено положениями Постановления N 2571.
Комиссия, изучив Извещение, приходит к выводу, что объединение вышеуказанных услуг в одну закупку приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные услуги оказываются на разных рынках и для их закупки требуется наличие опыта по различным позициям, установленным приложением к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, объединившего в один объект закупки оказание услуг по техническому обслуживанию здания и услуги по комплексной уборке здания и прилегающей к нему территории, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно проведена закупка путем открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона, поскольку услуги по уборке здания и прилегающей территории входят в Аукционный перечень, предусмотренный Распоряжением N 471-р.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением N 471-р утвержден Аукционный перечень.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что объектом закупки является оказание услуг по комплексной уборке и техническому обслуживанию здания, в связи с чем Заказчиком выбран код по ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные".
Вместе с тем Комиссия, изучив Описание объекта закупки, установила, что в рамках исполнения контракта предусмотрено, в том числе оказание услуг по уборке зданий и помещений, прилегающей территории.
При этом Комиссией установлено, что указанные услуги относятся к услугам, соответствующим следующим кодам ОКПД: 81.21.10 "Услуги по общей уборке зданий", которые включены в Аукционный перечень.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что закупка указанных услуг должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 24 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлены условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В силу пункта 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Вместе с тем согласно пункту 6.1 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Таким образом, изучив Проект контракта Извещения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Проекте контракта предусмотрена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом,не в соответствии с Правилами в редакции, действующей на момент публикации Извещения.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 24, части 4 статьи 34, части 1 статьи 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2023 г. N 28/06/105-2751/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023