Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2020 года.
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе:
Председатель Комиссии |
"_" |
руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
"_" |
начальник отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России; |
|
"_" |
главный специалист-эксперт отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России; |
|
"_" |
ведущий специалист-эксперт отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России; |
рассмотрев дело N 074/01/17-1216/2020 по признакам нарушения Муниципальным учреждением "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун" (далее - Заказчик, Администрация города Тулун) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, в присутствии:
- представителя Общества с ограниченной ответственностью "Энергия Дальнего Востока" (далее - ООО "Энергия-ДВ") "_", действующего на основании доверенности от 01.06.2020,
- представителя ООО "ДСТ-Иркутск" "_", действующей на основании доверенности от 01.09.2020, участвующих в заседании Комиссии посредством видеосвязи (Skype) в соответствии с ходатайствами (исх. б/н от 09.11.2020, исх. N 08/10-01 от 08.10.2020), в отсутствие представителей Муниципального учреждения "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун", надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте заседания Комиссии путем направления копии определения об отложении рассмотрения дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.10.2020 (исх. N 13124/05 от 21.10.2020) по адресу регистрации юридического лица, а также по адресу электронной почты tulun-mer@irmail.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) рассматривалось обращение ООО "Энергия ДВ" по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства Администрацией города Тулун при проведении электронного аукциона на поставку автогрейдера (извещение N 0134300021618000002 от 18.01.2018).
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения обращения в действиях Заказчика установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые изложены антимонопольным органом в определении о назначении дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. N 6334/05 от 02.06.2020).
Приказом руководителя Челябинского УФАС России "_" от 02.06.2020 N 62 в отношении Администрации города Тулун возбуждено дело N074/01/17-1216/2020 по признакам нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.
Дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждено на основании пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции.
Определением о назначении дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.06.2020 (исх. N 6334/05 от 02.06.2020) заседание Комиссии назначено на 30.06.2020, у ответчика запрошены письменные пояснения.
Копии приказа от 02.06.2020 N 62, определения о назначении дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.06.2020 (исх. N 6334/05 от 02.06.2020) направлены в адрес ответчика, заявителя и заинтересованного лица заказными письмами, что подтверждается реестром почтовых отправлений N 414 от 04.06.2020, а также 02.06.2020 по адресам электронной почты: tulun-mer@irmail.ru, sdm@sdm25.ru, aaa@yumk.ru
Администрацией города Тулун во исполнение определения о назначении дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.06.2020 (исх. N 6334/05 от 02.06.2020) представлены письменные пояснения (вх. N 9018 от 29.06.2020), согласно которым Заказчик установил в аукционной документации к закупке (извещение N 0134300021618000002 от 18.01.2018) требования к автогрейдеру с учетом собственных потребностей, не имея цель ограничить конкуренцию.
Общество с ограниченной ответственностью "Специальные дорожные машины" (далее - ООО "СпецДорМаш") представило мнение (вх. N 9048 от 30.06.2020) на обстоятельства, изложенные в определении о назначении дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.06.2020 (исх. N 6334/05 от 02.06.2020), согласно которым Заказчик сформировал техническое задание, исходя из своих потребностей. По размеру шин подходит автогрейдер TG-250, что, по мнению заинтересованного лица, не является блокирующей характеристикой. Не все автогрейдеры класса 250 являются взаимозаменяемыми товарами, имеется специфика их использования, исходя из потребности и условий заказчика. По мнению общества, в том случае, когда имеются приоритетные функции товаров, достигаемые соответствием товара конкретным характеристикам, указание таких характеристик в совокупности оправдано даже при условии, когда необходимый товар производится одним производителем. У ООО "СпецДорМаш" нет ограничений по реализации товара, товар реализуется любым лицам, изъявившим желание его приобрести и способным произвести оплату. В связи чем, Общество считает, что в действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии 30.06.2020 к материалам дела приобщены документы и сведения, представленные ООО "СпецДорМаш" (исх. от 29.06.2020), Администрацией города Тулун (исх. от 29.06.2020).
В связи с необходимостью получения документов и сведений для полного, всестороннего, объективного рассмотрения настоящего дела на основании пункта 2 части 1, части 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции заседание было отложено до 30.07.2020.
Копии определения об отложении рассмотрения дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.06.2020 (исх. N 7790/05 от 30.06.2020) направлены в адрес ответчика, заявителя и заинтересованного лица заказными письмами, что подтверждается реестром почтовых отправлений N 261 от 03.07.2020, а также 02.07.2020 по адресам электронной почты: tulun-mer@irmail.ru, sdm@sdm25.ru, aaa@yumk.ru.
Администрацией города Тулун во исполнение определения об отложении рассмотрения дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.06.2020 (исх. N 7790/05 от 30.06.2020) представлены письменные пояснения (исх. N 5551 от 30.07.2020), в которых указано, что у Заказчика не сохранилась информация об отправленных запросах коммерческих предложений в адрес хозяйствующих субъектов.
На заседании Комиссии 30.07.2020 к материалам дела приобщены письменные пояснения (исх. N 5551 от 30.07.2020), представленные ответчиком.
В связи с необходимостью подготовки заключения об обстоятельствах дела, на основании пункта 5 части 1, частью 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, заседание отложено на 17.09.2020.
Копии определения об отложении рассмотрения дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.07.2020 (исх. N 9157/05 от 30.07.2020) направлены в адрес ответчика, заявителя и заинтересованного лица заказными письмами, что подтверждается реестром почтовых отправлений N 736 от 31.07.2020, а также 30.07.2020 по адресам электронной почты: tulun-mer@irmail.ru, sdm@sdm25.ru, aaa@yumk.ru.
В связи с необходимостью анализа имеющихся в материалах дела документов и сведений, на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, срок рассмотрения дела N 074/01/17-1216/2020 продлен до 02.03.2021.
Копии определения о продлении срока рассмотрения дела N 074/01/17-1216/2020 от 31.08.2020 (исх. N 10566/05 от 31.08.2020) направлены в адрес ответчика, заявителя и заинтересованного лица заказными письмами, что подтверждается реестром почтовых отправлений N 609 от 02.09.2020, а также 01.09.2020 по адресам электронной почты: tulun-mer@irmail.ru, sdm@sdm25.ru, aaa@yumk.ru.
Комиссией 17.09.2020 оглашено заключение обстоятельствах дела, в связи с чем заседание комиссии отложено до 21.10.2020.
Копии заключения обстоятельствах дела (исх. N 11458/05 от 17.09.2020) и определения об отложении рассмотрения дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 17.09.2020 (исх. N 11461/05 от 17.09.2020) направлены в адрес ответчика, заявителя и заинтересованного лица заказными письмами, что подтверждается реестром почтовых отправлений N 293 от 22.09.2020, а также 18.09.2020 по адресам электронной почты: tulun-mer@irmail.ru, sdm@sdm25.ru, aaa@yumk.ru.
ООО "Энергия ДВ" направило в адрес антимонопольного органа отзыв на заключение об обстоятельствах дела (исх. N 21/09-Ч от 21.09.2020), в котором указало, что при проведении закупки, в целях удовлетворения потребностей Заказчика, может быть предложена продукция нескольких производителей, имеющая одинаковый ОКПД 2, выполняющая одинаковый функционал и фактически являющаяся взаимозаменяемой. Кроме того, формирование закупочной документации с учетом возможности участия нескольких производителей (либо их представителей) позволило бы создать конкурентную среду при проведении закупки и способствовало бы оптимизации бюджетных расходов при проведении закупки.
Также общество указало, что запрос предложений при составлении закупочной документации при проведении процедур в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при наличии ограничений, установленных в том числе Постановлением Правительства РФ N 656 от 14.07.2014 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", должен проводится у предприятий (либо их представителей) имеющих право на поставку своей продукции с учетом данных ограничений.
На заседании Комиссии 21.10.2020 к материалам дела приобщен отзыв на заключение об обстоятельствах дела (исх. N 21/09-Ч от 21.09.2020), представленный ООО "Энергия-ДВ".
На основании части 3 статьи 48.1, пункта 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции заседание отложено на 10.11.2020.
Копии определения об отложении рассмотрения дела N 074/01/17-1216/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.10.2020 (исх. N 13124/05 от 21.10.2020) направлены в адрес ответчика, заявителя и заинтересованного лица заказными письмами, что подтверждается реестром почтовых отправлений N 384 от 26.10.2020, а также 21.10.2020 по адресам электронной почты: tulun-mer@irmail.ru, sdm@sdm25.ru, aaa@yumk.ru.
ООО "СпецДорМаш" представлено мнение на Заключение об обстоятельствах дела (исх. 546 от 03.11.2020).
По мнению ООО "СпецДорМаш", действия Заказчика при проведении аукциона (извещение N 0134300021618000002 от 18.01.2018) произведены без нарушения Закона о контрактной системе, а также положений статьи 17 Закона о защите конкуренции. Описание объекта закупки сформировано Заказчиком с учетом его потребности, особенностей использования техники, опыта эксплуатации автогрейдеров. Все указанные факторы повлияли на формирование представления Заказчика о минимально допустимых требованиях, которым должен соответствовать приобретаемый товар.
Позиции, которые в Заключении названы блокирующими, обоснованы Заказчиком. Требование к массе автогрейдера блокирующей позицией не является, поскольку под такие требования подходит автогрейдер TG-250. Остальные же требования, такие как длина и высота бульдозерного отвала, боковое выдвижение отвала, по мнению ООО "СпецДорМаш", могли и должны были быть указаны в документации о закупке таким образом, чтобы обеспечить возможность поставки товара, обладающего необходимыми базовыми характеристиками (нужным объемом топливного бака, дифференциалами, радиусом поворота и т.п.).
Заказчик мог указать требования к длине и высоте бульдозерного отвала, боковому выдвижению отвала, ориентируясь на показатели любого автогрейдера - например, автогрейдера ДЗ-98В. Однако такое описание товара не только не позволило бы предложить данный автогрейдер к поставке по причине отсутствия дифференциалов, несоответствия по вместимости топливного бака, радиусу поворота и т.п., но и привело бы к невозможности поставки автогрейдера, который обладает нужными базовыми параметрами.
Не все автогрейдеры класса 250 являются взаимозаменяемыми товарами, имеется специфика их использования исходя из потребности и условий эксплуатантов.
Потребитель объективно не сможет использовать автогрейдер, который не развернется на территории, являющейся местом выполнения работ, по причине увеличенного радиуса поворота или же не доедет до места выполнения работ по причине недостаточного объема топливного бака.
Выполнить какие-либо работы с использованием любого автогрейдера класса 250 можно, но будут ли эти работы соответствовать потребности Заказчика, будет ли возможность выполнить необходимые работы эффективно, определить может только Заказчик.
Между ООО "СпецДорМаш" и ООО "ДСТ-Иркутск" дилерский договор не заключался, какие-либо соглашения о дилерстве или официальном праве реализовать технику от имени завода-изготовителя отсутствуют. Осуществление поставки товаров в адрес ООО "ДСТ-Иркутск" осуществлялось и осуществляется на общих основаниях по типовым договорам поставки.
В ходе проверки документов, представленных сторонами дела, а также анализа закупки (извещение N 0134300021618000002 от 18.01.2018) Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги бюджетным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, указывает на то, что если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
К признакам ограничения конкуренции в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относятся:
1) сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;
2) рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
3) отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
4) определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;
5) иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;
6) установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Администрация города Тулун в силу пункта 6 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе является муниципальным заказчиком и обязана соблюдать требования Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства при осуществлении закупок для своих нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение о проведении электронного аукциона на поставку автогрейдера N 0134300021618000002 размещено Муниципальным учреждением "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун" (далее - Администрация, Заказчик) в Единой информационной системе в сфере закупок 18.01.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 8 000 000,00 рублей.
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, которые должны быть представлены участником закупки, указаны в документации о проведении электронного аукциона - "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)".
Так, согласно Техническому заданию участникам закупки необходимо поставить следующий товар:
АВТОГРЕЙДЕР СДМ-25 ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ. | ||
|
Технические характеристики грейдера: |
|
1. |
Колесная формула |
1х3х3 |
Эксплуатационная масса грейдера, кг. |
21000-25000 |
|
Ширина (при отвале в транспортном положении) грейдера, мм, не более |
3220 |
|
Высота (без проблесковых маяков), мм, не более |
4000 |
|
Длина (без рыхлительного оборудования), мм, не менее |
10950 |
|
Колея передних колес, мм, не более |
Габарит 3,2- 2250 |
|
Колея задних колес, мм, не более |
Габарит 3,2-2280 |
|
Продольная база, мм, не менее |
6274 |
|
2. |
Двигатель |
ЯМЗ-238НД3 173кВт. (235лс) или эквивалент |
Передний мост |
Управляемый с самоблокирующимся дифференциалом |
|
Средний и задний мост |
С самоблокирующимся дифференциалом |
|
Тяговая рама |
А-образная, с возможностью изменения угла реза отвала |
|
КПП |
Механическая с гидравлическим переключением |
|
Количество передач / скорость (мин-макс) км/ч при движении вперед |
16/1-39,4 |
|
Количество передач / скорость (мин-макс) км/ч при движении назад |
8/1,8-31 |
|
3. |
Минимальный радиус поворота при движении по сухой бетонированной поверхности у грейдера, м. |
15 |
Размер шин, дюйм |
16,00-24 или 20,5-25 |
|
Аккумуляторные батареи тип / количество |
6СТ-190А/2шт. |
|
Топливный бак, л, не менее |
500 |
|
Кабина |
Повышенной комфортности, двери типа купе, двойное остекление, наличие кондиционера |
|
Проблесковые маячки на кабине грейдера |
наличие |
|
Рыхлитель заднего расположения |
наличие |
|
Ножи отвалов 2 комплекта |
наличие |
|
4. БУЛЬДОЗЕРНЫЙ ОТВАЛ | ||
|
Ширина отвала, мм, не менее |
3200 |
Высота отвала, мм, не менее |
970 |
|
Опускание отвала ниже опорной поверхности, мм, не менее |
110 |
|
Основной угол резания отвала, не менее |
55 |
|
5. ГРЕЙДЕРНЫЙ ОТВАЛ | ||
|
Длина отвала, мм, не менее |
4200 |
Высота отвала с ножами, мм, не менее |
700 |
|
Угол резания |
30-70 |
|
Угол установки в горизонтальной плоскости неполноповоротного отвала |
0_64 |
|
Боковое выдвижение отвала в обе стороны относительно тяговой рамы, мм, не менее |
1050 |
|
Опускание отвала ниже опорной поверхности, мм, не менее |
500 |
|
6. |
Требования к качеству. Гарантийный срок. Условия гарантийного обслуживания. |
1. Поставляемый грейдер должен быть новым (не бывшим в употреблении), год выпуска не ранее 2017 год, не восстановленный после ремонта, не выставочным экземпляром. Качество товара должно соответствовать стандартам установленным законодательством РФ для данного вида продукции, соответствовать установленным требованиям. Необходимо наличие документов, подтверждающих качество товара и его безопасность. Частичная поставка товара не допускается. 2. Гарантийный срок - не менее 12 месяцев или 1200 моточасов, в зависимости от того, что наступит ранее. 3. Предпродажная подготовка. 4. Гарантийное обслуживание. 5. При поставке, наличие инструментов, приспособлений, согласно ЗИП завода изготовителя. |
Указанный аукцион являлся предметом рассмотрения Комиссии по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Иркутского УФАС России, по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение N 211/18 от 27.02.2018 о признании жалобы необоснованной, так как заявитель в ходе рассмотрения жалобы не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что требования, установленные заказчиком в техническом задании документации повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
По результатам проведения аукциона на дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе подана единственная заявка ООО "СпецДорМаш" (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 21.02.2018 N0134300021618000002-2).
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ООО "СпецДорМаш" заключен контракт от 05.03.2018 N 67-18 (далее - Контракт) на поставку автогрейдера на сумму 8 000 000,00 рублей.
Контракт исполнен, что подтверждается актом приема-передачи товара от 21.03.2018, а также платежным поручением N 5946 от 27.03.2018.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 28.05.2020 ООО "СпецДорМаш" (ИНН 7448139657) зарегистрировано по адресу: 454006, г. Челябинск, ул. Российская, дом 67, офис 33-2. Генеральный директор "_". Учредитель "_".
С целью выяснения вопроса о возможности поставки автогрейдера иной марки, подходящей по характеристикам, указанным в техническом задании, антимонопольным органом направлены запросы производителям автогрейдеров (исх. N 11523/05 от 29.08.2019) на территории РФ, а также официальным дилерам иностранных производителей (исх. N 11521/05), осуществляющим свою деятельность на территории РФ.
ООО "СпецДорМаш" (исх. N 435 от 06.09.2019, N 380 от 27.08.2020) является производителем автогрейдеров СДМ - 25, полностью соответствующих показателям технических характеристик, указанных в техническом задании.
Сравнение технического задания и характеристик автогрейдера СДМ - 25 указывает на полное совпадение всех показателей характеристик, указанных Заказчиком в аукционной документации (приложение N 1 к ответу на запрос ООО "СпецДорМаш" исх. N 380 от 27.08.2020) и технических характеристик, указанных в в техническом задании, являющимся приложением к контракту от 05.03.2018 N 67-18. Заказчиком лишь добавлены фразы не более, не менее, а также установлен диапазон эксплуатационной массы.
ООО "Завод "Дорожных машин" (исх. N 433 от 30.09.2019) является производителем автогрейдеров среднего класса DM-14.1 "Рыбинец". Технические характеристики указанного автогрейдера не соответствуют показателям характеристик, представленным в техническом задании к аукциону в части: эксплуатационной массы автогрейдера, длины, колесной формулы, мощности двигателя, объема топливного бака, длины и высоты бульдозерного и грейдерного отвала, размера шин, минимального радиуса поворота.
ООО "НПО "ГКМП" (исх. N 949 от 24.09.2019) производит автогрейдер ГС-10-08 класса 100. Технические характеристики указанного автогрейдера не соответствуют показателям характеристик, представленным в техническом задании к аукциону в части: колесной формулы, эксплуатационной массы автогрейдера, длины, мощности двигателя, размера шин, длины грейдерного отвала, высоты бульдозерного отвала, длины и высоты грейдерного отвала, объема топливного бака, коробки переключения передач.
ЗАО "Брянский арсенал" (исх. N 310 от 06.09.2019) производит автогрейдер TG 200. Функции по реализации техники, изготавливаемой ЗАО "Брянский арсенал" на территории Российской Федерации, осуществляет единственный дистрибьютор ООО "РМ-Терекс" (исх. N 624/RMT-09/19 от 06.09.2019). Показатели технических характеристик не соответствуют в части эксплуатационной массы автогрейдера, длины, мощности двигателя, минимального радиуса поворота, размера шин, объема топливного бака, длины и высоты бульдозерного отвала.
Кроме того, антимонопольным органом проанализированы технические характеристики автогрейдера TG 250 производства ЗАО "Брянский арсенал", в адрес которого направлен запрос (исх. N 4595/05 от 20.04.2020).
Согласно информации, представленной ЗАО "Брянский арсенал" (исх. N 185 от 20.05.2020), автогрейдер TG 250 также не соответствует характеристикам, установленным в техническом задании к аукциону, по длине, мощности двигателя, основному рабочему оборудованию, минимальному радиусу поворота, объему топливного бака и другим характеристикам (приложение N 1 к решению).
ЗАО "ЧСДМ" (исх. N 1-01/396 от 09.09.2019) производит автогрейдер ДЗ-98В. Технические характеристики указанного автогрейдера не соответствуют показателям характеристик, представленным в техническом задании к аукциону, в части эксплуатационной массы автогрейдера, ширины и длины автогрейдера, самоблокирующегося дифференциала в трансмиссии, минимального радиуса поворота, длины грейдерного отвала, объема топливного бака, бокового выдвижения отвала в обе стороны относительно тяговой рамы.
ООО "ДСТ-Иркутск" (исх. N 59 от 24.09.2019) является дилером автогрейдера СДМ-25 производства ООО "СпецДорМаш", соответствующего показателям характеристик, указанных в техническом задании.
ООО "СпецДорМаш" представлено мнение на Заключение об обстоятельствах дела (исх. 546 от 03.11.2020), в котором указано, что между ООО "СпепДорМаш" и ООО "ДСТ-Иркутск" дилерский договор не заключался, какие-либо соглашения о дилерстве или официальном праве реализовать технику от имени завода-изготовителя отсутствуют. Поставка товаров в адрес ООО "ДСТ-Иркутск" осуществлялась и осуществляется на общих основаниях по типовым договорам поставки
В опровержение указанного довода необходимо отметить, что Челябинским УФАС России в рамках проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "СпецДорМаш" в период времени с 11.12.2019 по 05.03.2020 установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО "СпецДорМаш" https://sdm25.ru/dilery/ (приложение N 2 к решению) ООО "ДСТ-Иркутск" (ИНН 3810045630) являлось дилером ООО "СпецДорМаш". В дальнейшем, после ознакомления проверяемого лица с актом внеплановой проверки, данные сведения с сайта удалены (приложение N 3 к решению).
ООО "ЧЗДТ" (исх. N 19/09/06 от 06.09.2019) в ответе на запрос указало, что в технических требованиях, установленных заказчиком, указаны характеристики автогрейдера СДМ-25 с гидромеханической коробкой переключения передач. ООО "ЧЗДТ" не производит такой продукции".
ООО "КОРМЗ" (исх. N 636 от 04.09.2019) изготавливает только дополнительное оборудование для автогрейдеров, в связи с чем у организации отсутствовала возможность поставки автогрейдера, указанного в техническом задании.
ЗАО "Тверской Экскаватор" (исх. N15-829 от 13.09.2019) не производят автогрейдеры.
ООО "МАНТРАК ВОСТОК" (исх. N153 от 18.09.2019) поставляет на территорию Российской Федерации автогрейдер САТ 140М AWD производства Caterpillar (США). Технические характеристики указанного автогрейдера не соответствуют показателям характеристик, представленным в техническом задании к аукциону в части: эксплуатационной массы автогрейдера, длины автогрейдера, коробки переключения передач, длины и высоты бульдозерного отвала, минимального радиуса поворота, высоты грейдерного отвала, объема топливного бака.
ООО "УДС Гермес" (исх. N 15691 от 30.10.2019) является дилером автогрейдера Вулкан GT 662 производства Общества с ограниченной ответственностью Машиностроительного завода "Вулкан". Технические характеристики указанного автогрейдера не соответствуют показателям характеристик, представленным в техническом задании к аукциону в части эксплуатационной массы автогрейдера, длины автогрейдера, отсутствия самоблокирующегося дифференциала в трансмиссии, мощности двигателя, высоты грейдерного отвала и бокового выдвижения отвала в обе стороны относительно тяговой рамы.
Сравнительный анализ автогрейдеров тяжелого класса представлен в сравнительной таблице, являющейся приложением к настоящему решению.
Поступили ответы от иных дилеров иностранной продукции ООО "Ферронордик Машины" (исх. б/н от 13.09.2019), АО "Торговый дом "БОВИД" (исх. N 51 от 05.09.2019), ООО "КОМЕК МАШИНЕРИ" (исх. N 1064 от 05.09.2019), ООО "ИксСиЭмДжи Ру" (исх. N235 от 02.09.2019), ООО "Амкодор-Онего" (исх. N 374 от 30.08.2019), ООО "БЕЛЛ Экуипмент Руссланд" в соответствии с которыми поставка автогрейдера не могла быть осуществлена.
Анализ ответов от ООО "СпецДорМаш" (исх. N 435 от 06.09.2019, N 380 от 27.08.2020), ООО "Завод "Дорожных машин" (исх. N 433 от 30.09.2019), ООО "НПО "ГКМП" (исх. N 949 от 24.09.2019), ЗАО "Брянский арсенал" (исх. N 310 от 06.09.2019, N 185 от 20.05.2020), ООО "РМ-Терекс" (исх. N 624/RMT-09/19 от 06.09.2019), ЗАО "ЧСДМ" (исх. N 1-01/396 от 09.09.2019), ООО "ДСТ-Иркутск" (исх. N 59 от 24.09.2019), ООО "ЧЗДТ" (исх. N 19/09/06 от 06.09.2019), ООО "УДС Гермес" (исх. N 15691 от 30.10.2019) свидетельствует о том, что совокупность характеристик, представленных в техническом задании к аукциону, указывает на продукцию определенного производителя, что повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
При подготовке обоснования НМЦК Заказчиком отправлялись коммерческие предложения в адрес ООО "АльянсТраст", ООО "СпецДорМаш", ООО "Компания УРАЛКАМ".
Все коммерческие предложения от указанных организаций содержали предложения по покупке автогрейдера СДМ - 25 производства, что также подтверждает соответствие товара одного производителя техническим характеристикам, указанным в аукционной документации.
У Заказчика запрошены письменные пояснения относительно указания в техническом задании следующих характеристик:
Наименование характеристик |
Показатели характеристик |
Эксплуатационная масса грейдера, кг. |
21000-25000 |
Длина (без рыхлительного оборудования), мм, |
не менее 10950 |
Двигатель / Мощность двигателя |
ЯМЗ-238НД3 173кВт. (235лс) или эквивалент |
Количество передач / скорость (мин-макс) км/ч при движении вперед |
16/1-39,4 |
Количество передач / скорость (мин-макс) км/ч при движении назад |
8/1,8-31 |
Минимальный радиус поворота при движении по сухой бетонированной поверхности у грейдера, м. |
15 |
Размер шин, дюйм |
16,00-24 или 20,5-25 |
Топливный бак, л, |
не менее 500 |
Длина/ширина бульдозерного отвала, мм, |
не менее 3200 |
Высота бульдозерного отвала, мм, |
не менее 970 |
Боковое выдвижение грейдерного отвала в обе стороны относительно тяговой рамы, мм, не менее |
не менее 1050 |
Заказчиком представлены письменные пояснения (исх. N 1654 от 10.03.2020) по вопросу возникновения потребности в установлении рассматриваемых показателей характеристик автогрейдера, согласно которым показатели характеристик автогрейдера указаны с учетом потребностей Заказчика. При выборе автогрейдера учитывались характеристики имеющихся автогрейдеров на предприятиях коммунального хозяйства и дорожных служб на территории города, проанализирована их работа, техническое состояние, а также мнение специалистов, работающих на данной технике.
Для работы в отдаленных местах необходимо иметь большой запас топлива, чтобы исключить перегон автогрейдера от места работы до пункта заправки и обратно.
Количество передач, указанное в техническом задании, определяет плавность хода, точность выполнения работ. Способы повышения производительности автогрейдера состоят в сокращении времени на подготовку к выполнению той или иной операции, сокращению потерь рабочего времени, что обеспечивается выбором оптимального скоростного режима.
В последующем, Заказчик представил письменные пояснения (вх. N 9018 от 29.06.2020), согласно которым в техническом задании документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Указание на необходимость поставки автогрейдера СДМ-25 или его эквивалент с указанием технических характеристик, а именно: -передний, средний и задний мосты управляемые с самоблокирующимся дифференциалом; количество передач/скорость (мин-макс) км/ч при движении вперед 16/1- 39,4; количество передач/скорость (мин-макс) км/ч при движении назад 8/1- 31; требование к наличию двери кабины типа купе, обусловлено исключительно практической ценностью при эксплуатации автогрейдера.
Так, наличие дифференциалов обеспечивает следующие параметры при работе автогрейдера:
- улучшенная маневренность автогрейдера (при наличии дифференциала в процессе поворота колеса слева и справа имеют возможность вращения с разной угловой скоростью, вследствие чего уменьшается усилие на рулевое управление);
- существенное снижение износа автошин, а, следовательно, и дальнейших затрат заказчика;
- повышенная проходимость в тяжелых условиях эксплуатации за счет наличия механизма самоблокирования дифференциала, снижение радиуса поворота;
- повышение тяговой характеристики автогрейдера, которая обеспечивает работоспособность машины.
Количество передач определяет плавность хода автогрейдера и точность выполнения работ. Способы повышения производительности автогрейдера состоят в сокращении времени на подготовку к выполнению той или иной операции, сокращении потерь рабочего времени, что обеспечивается выбором оптимального скоростного режима.
Движение автогрейдеров по дорогам общего пользования может осуществляться в скоростном диапазоне от 30 до 45 км/ч, что зависит от массы и класса машины. Движение автогрейдера на минимальной скорости создает помехи при движении для другого транспорта, на максимальной же скорости может двигаться только машина небольшой массы. Автогрейдер, соответствующий потребности заказчика, может иметь массу от 21000 до 25000 кг, а, следовательно, не может двигаться на максимальной скорости из указанного выше диапазона. Требования к максимальной скорости, установленные заказчиком, не требуют к поставке автогрейдер с эксклюзивными скоростными характеристиками, так как скорости 39,4 и 31 находятся в диапазоне допустимых скоростей.
Также, Заказчик указал на то, что двери типа купе позволяют сделать рабочее пространство вокруг автогрейдера более эргономичным и организовать его таким образом, чтобы использование дополнительных агрегатов (внешнего оборудования) при необходимости было удобным и безопасным. Двери иного типа уменьшают объем рабочей зоны и затрудняют использование дополнительных агрегатов (например, бокового отвала).
Таким образом, потребность в установлении именно таких технических характеристик автогрейдера Заказчиком в полном объеме не обоснована, так в письменных пояснениях отсутствует обоснование потребности в длине и высоте бульдозерного отвала, указанных в техническом задании, а также относительно эксплуатационной массы автогрейдера, бокового выдвижения отвала в обе стороны относительно тяговой рамы.
В письменных пояснениях, представленных ООО "СпецДорМаш" (вх. N 9048 от 30.06.2020), указано, что не все автогрейдеры класса 250 являются взаимозаменяемыми товарами, имеется специфика их использования, исходя из потребности и условий заказчика. По мнению общества, в том случае, когда имеются приоритетные функции товаров, достигаемые соответствием товара конкретным характеристикам, указание таких характеристик в совокупности оправдано даже при условии, когда необходимый товар производится одним производителем. У ООО "СпецДорМаш" нет ограничений по реализации товара, товар реализуется любым лицам, изъявившим желание его приобрести и способным произвести оплату.
Указанный довод не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Антимонопольный орган проанализировал рынок автогрейдеров на территории Российской Федерации и пришел к выводу о том, что производство автогрейдеров класса 250 на территории Российской Федерации осуществляется несколькими производителями. По функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам взаимозаменяемость автогрейдеров возможна.
Согласно пункту 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В мнении на заключение об обстоятельствах дела (исх. 546 от 03.11.2020) ООО "СпецДорМаш" указало, что требование к массе автогрейдера блокирующей позицией не является, поскольку под такие требования подходит автогрейдер TG-250. Остальные же требования, такие как длина и высота бульдозерного отвала, боковое выдвижение отвала, по мнению ООО "СпецДорМаш", могли и должны были быть указаны в документации о закупке таким образом, чтобы обеспечить возможность поставки товара, обладающего необходимыми базовыми характеристиками (нужным объемом топливного бака, дифференциалами, радиусом поворота и т.п.).
Заказчик мог указать требования к длине и высоте бульдозерного отвала, боковому выдвижению отвала, ориентируясь на показатели любого автогрейдера - например, автогрейдера ДЗ-98В. Однако такое описание товара не только не позволило бы предложить данный автогрейдер к поставке по причине отсутствия дифференциалов, несоответствия по вместимости топливного бака, радиусу поворота и т.п., но и привело бы к невозможности поставки автогрейдера, который обладает нужными базовыми параметрами.
В опровержение указанного довода следует отметить, что автогрейдер TG-250, соответствуя техническому заданию к аукционной документации в части эксплуатационной массы, не соответствует по другим показателям, в связи с чем не возможно было бы поставить другой автогрейдер, так как только автогрейдер СДМ-25 подходит по всем характеристикам.
В случае установления конкретных блокирующих позиций в техническом задании, Заказчик обязан обосновать каждую из них. Однако, Заказчиком в полном объеме не обоснована своя потребность. ООО "СпецДорМаш" не является Заказчиком и не может в данном случае обосновывать потребность вместо Заказчика в определенных технических характеристиках, указанных в аукционной документации.
Установление в аукционной документации к аукциону (извещение N 0134300021618000002 от 18.01.2018) требований к поставке автогрейдера с характеристиками, которые соответствуют параметрам автогрейдера только одного производителя, нарушило принцип равного доступа при проведении торгов, ограничило возможность соперничества на аукционе за право заключения контракта и привело к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о контрактной системе (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.
Таким образом, обстоятельства, указанные в настоящем решении, свидетельствуют о том, что действия Заказчика при формировании технического задания к документации об аукционе (извещение N 0134300021618000002 от 18.01.2018) являются нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на электронном аукционе на поставку, извещение N 0134300021618000002 установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 18.01.2018 по 21.03.2018.
2. Географические границы исследования: Российская Федерация.
3. Предмет торгов: поставка автогрейдера.
4. Товарные границы: совпадают с предметом торгов.
5. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в аукционе: ООО "СпецДорМаш" (ИНН 7448139657).
По результатам рассмотрения дела N 074/01/17-1216/2020 в действиях Администрации города Тулун выявлено нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Совокупность указанных действий привела к ограничению конкуренции, что запрещено в силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия антимонопольного органа считает целесообразным не выдавать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку на момент принятия решения процедура проведения торгов уже завершена, а контракт исполнен.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия Администрации города Тулун (ИНН: 3816001999), выразившиеся в формировании технического задания к документации об аукционе (извещение N 0134300021618000002 от 18.01.2018), соответствующего товару одного производителя.
2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства Администрации города Тулун (ИНН: 3816001999) не выдавать.
3. Передать материалы дела N 074/01/17-1216/2020 должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Приложения:
1. Таблица;
2. Скриншот с сайта от 05.03.2020;
3. Скриншот с сайта от 09.11.2020.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
"_"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 ноября 2020 г. N 074/01/17-1216/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2020