Резолютивная часть решения объявлена 13.09.2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 14.09.2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
"..." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии от государственного заказчика - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва (далее - государственный заказчик, Управление Росгвардии по Республике Тыва):
- "..." действующий на основании доверенности N 1 от 13.09.2023 года,
проведя внеплановую документарную проверку закупки у единственного поставщика (государственный контракт N 18 от 11.08.2023 года) на основании поступившего уведомления Управления Росгвардии по Республике Тыва (вх. N 3091/23 от 11.08.2023 года), приказа Тывинского УФАС России от 31.08.2023 года N 245/23 и руководствуясь подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпунктом "а" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 года N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Тывинского УФАС России поступило уведомление (вх. N 3091/23 от 11.08.2023 года) Управления Росгвардии по Республике Тыва о заключении государственного контракта N 18 от 11.08.2023 года об оказании медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1" (далее - ГБУЗ РТ "Республиканская больница N1") в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, цена контракта 614 994,21 рубля .
В ходе изучения уведомления были обнаружены признаки нарушения законодательства о контрактной системе, в связи с чем на основании подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом Тывинского УФАС России от 31.08.2023 года N 245/23 назначено проведение внеплановой документарной проверки указанной закупки у единственного исполнителя.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика было направлено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки, сообщение о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России.
В ходе заседания Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика пояснил, что государственный контракт N 18 от 11.08.2023 года заключен с ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, как единственным бюджетным учреждением здравоохранения, оказывающим необходимые медицинские услуги на территории Республики Тыва, что подтверждается письмом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 01.09.2023 года N 4547/23-АЮ.
Проведя внеплановую документарную проверку закупки Управления Росгвардии по Республике Тыва у единственного исполнителя - ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" (государственный контракт N 18 от 11.08.2023 года), Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
11.08.2023 году на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе между Управлением Росгвардии по Республике Тыва и ГБУЗ РТ "Республиканская больница N1" заключен государственный контракт N 18 об оказании медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии, цена контракта 614 994,21 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной систем).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, исключительность полномочий соответствующих органов (учреждений, предприятий, организаций) на оказание определенных услуг в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе должна подтверждаться соответствующими федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением", утверждены "Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям" (далее - Правила).
Согласно части 2 Правил, медицинские организации оказывают сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную, а также специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
Согласно пункту 4 Правил, при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования направление сотрудников для оказания медицинской помощи в плановой форме в медицинские организации осуществляется:
а) медико-санитарной частью, осуществляющей медицинское обеспечение прикрепленных к ней сотрудников, заключившей договор;
б) иной медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях и осуществляющей медицинское обеспечение прикрепленных к ней сотрудников, по согласованию с соответствующей медико-санитарной частью, заключившей договор.
При этом положениями Правил не установлен порядок выбора медицинской организации для оказания медицинской помощи в плановой или неотложной форме сотрудникам, не установлена исключительность полномочий какого-либо учреждения здравоохранения на оказание плановых медицинских услуг сотрудникам правоохранительных органов, военнослужащим и иным категориям лиц, приравненных к ним.
Совместным письмом Министерства финансов Российской Федерации и ФАС России от 08.12.2020 года N 24-02-08/107795 и МЕ/107414-ПР/20 предусмотрено, что:
1) в случае, если выбор медицинской организации осуществляется непосредственно получателем (военнослужащим или лицом, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащему) медицинских услуг, то последующее возмещение медицинским организациям расходов на оказание медицинской помощи не является закупкой в понимании Закона о контрактной системе;
2) в случае, если выбор медицинской организации осуществляет соответствующий орган исполнительной власти (а не военнослужащий или лицо, приравненное по медицинскому обеспечению к военнослужащему) путем осуществления закупки и заключения с медицинской организацией контракта - заключение такого контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, при этом:
а) при необходимости закупки на оказание медицинской помощи в неотложной или экстренной форме контракт может быть заключен с единственным исполнителем на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предусматривающего возможность такой закупки в требуемом объеме и вне зависимости от возникновения обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации;
б) при необходимости закупки на оказание плановой медицинской помощи - закупка осуществляется по общему правилу путем выбора соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, закупки в отношении плановой медицинской помощи не носят экстренного, неотложеного характера и которые могут быть осуществлены заблаговременно на длительный срок исполнения контракта (по общему правилу на срок действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период - на 3 года) должны осуществляться на основании конкурентных процедур.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственный контракт N 18 от 11.08.2023 года с единственным исполнителем - ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" заключен Управлением Росгвардии по Республике Тыва об оказании медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии, документов, подтверждающих неотложные (экстренные) обстоятельства на основании, которых был заключен указанный контракт в материалах проверки отсутствуют, на запрос Тывинского УФАС России от 31.08.2023 года N ФХ/3010/23 не представлены соответствующие документы.
На основании изложенного, в действиях государственного заказчика - Управления Росгвардии по Республике Тыва установлено нарушение части 1 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в части неправомерного заключения государственного контракта N 18 от 11.08.2023 года об оказании медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии с единственным исполнителем - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1" без применения конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ N 1576 Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Установить в действиях государственного заказчика - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва нарушение части 1 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного заключения государственного контракта N 18 от 11.08.2023 года об оказании медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии с единственным исполнителем - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N1" без применения конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Председательствующий Комиссии |
"..." |
Члены Комиссии |
"..."
"..." |
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 сентября 2023 г. по делу N 017/06/99-26/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023