Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект приказа Минтруда России "Об утверждении Правил по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействии климата и микроклимата" (далее соответственно - проект акта, Правила), направленный для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Минтрудом России (далее соответственно - заключение, разработчик), и сообщает.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения повторно. Письмом от 30 мая 2023 г. N 18936-АХ/Д26и Минэкономразвития России уведомило разработчика о возврате сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) и проекта акта на доработку в соответствии с пунктом 29 Правил N 1318.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/04-23/00137216) (далее - официальный сайт).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 3 по 21 апреля 2023 года.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 Минэкономразвития России провело публичные консультации по проекту акта, в результате которых отзывов от заинтересованных субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, содержащих конкретные замечания и предложения, не поступало.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета основаниями для разработки проекта акта являются статьи 209 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), пункт 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610.
В пункте 5.1 сводного отчета отмечено, что целью принятия проекта акта является уменьшение количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями при работах в особых температурных условиях, воздействии микроклимата и климатических опасностей.
Проектом акта, согласно позиции разработчика, предлагается актуализировать действующие требования охраны труда при работах в особых температурных условиях, воздействии микроклимата и климатических опасностей путем разработки и утверждения проекта акта.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. Разработчиком в пункте 1.4 сводного отчета отмечено, что в настоящее время вопросы охраны труда при работах в особых температурных условиях, воздействии микроклимата и климатических опасностей регулируются рядом отдельных нормативных правовых актов (в том числе имеющих рекомендательный характер).
Указывается, что по результатам правоприменительной практики данных нормативных правовых актов (верифицируемые данные которых разработчиком не представлены) и в связи с изменениями в законодательстве выявлена необходимость их пересмотра.
Стоит отметить, что проектом акта устанавливаются новые обязательные требования, а также заимствуются действующие положения иных нормативных правовых актов в сфере регулирования условий труда, однако постановляющая часть проекта акта не содержит положений об их исключении из действующего законодательства в сфере охраны труда.
При проектировании проектов актов, устанавливающих новые обязательные требования, разработчику необходимо конкретно и детально формулировать регуляторную проблему, проводить всесторонний анализ предлагаемого правового регулирования, отражая соответствующие сведения в сводном отчете, а также устанавливать обязательные требования, следуя принципам, предусмотренным статьями 5-9 Закона N 247-ФЗ: законности, обоснованности, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований.
Часть 1 статьи 5 Закона N 247-ФЗ закрепляет основополагающий принцип законности принятия обязательных требований, устанавливающий возможность их утверждения исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности).
Это означает, что разработчик не может действовать произвольно при установлении обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Он обязан руководствоваться фундаментальным принципом законности, в силу которого обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты охраняемых законом ценностей.
Необходимо отметить, что правила по охране труда при обозначенных работах проектируются впервые. Вопросы в рассматриваемой сфере общественных отношений регулируются различными нормативными правовыми актами, которые носят как обязательный, так и рекомендательный характер: приказами, правилами по охране труда, санитарными правилами и нормами, методическими рекомендациями.
Как отмечено выше, в пункте 5.1 сводного отчета разработчик указал в качестве цели проекта акта уменьшение несчастных случаев с тяжелыми последствиями при работах в особых температурных условиях, воздействии микроклимата и климатических опасностей.
В качестве подтверждения наличия регуляторной проблемы приведены следующие показатели:
- падение на поверхности одного уровня (527 несчастных случаев в 2022 году);
- воздействие экстремальных температур и других природных факторов (75 несчастных случаев в 2022 году);
- повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера (26 несчастных случаев в 2022 году);
- транспортные происшествия (916 несчастных случаев в 2022 году).
Поскольку верифицируемые источники данных отмеченной информации разработчиком не представлены, оценить их объективность, в том числе зависимость от условий работ в особых температурных условиях, при воздействии микроклимата и климатических опасностей, не представляется возможным.
Кроме того, в подтверждение наличия регуляторной проблемы полагаем целесообразным провести комплексный анализ динамики указанных несчастных случаев, произошедших непосредственно при работах в особых температурных условиях, воздействии микроклимата и климатических опасностей за последние 3-5 лет.
Обращаем внимание, что в случае представления разработчиком надлежащего обоснования проектируемых норм и их сохранения в проекте акта, он будет относиться к высокой степени регулирующего воздействия, что приведет к необходимости соблюдения требований Правил N 1318, предусмотренных для проектов актов с высокой степенью регулирующего воздействия, в том числе в части проведения публичного обсуждения на официальном сайте (пункт 18 Правил N 1318), а также соответствующего заполнения сводного отчета (пункт 15 Правил N 1318).
Необходимо отметить, что разработчику в процессе доработки Правил с учетом уже действующих нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу общественных отношений, предлагается рассмотреть возможность отказа от регуляторного вмешательства.
2. Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда регламентированы главой 35 ТК РФ. В частности, статьей 214 ТК РФ установлены обязанности работодателя в области охраны труда.
Частью 3 указанной статьи регламентировано, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
В силу части 1 статьи 217 ТК РФ система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
В соответствии со статьей 209 ТК РФ управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда" (далее - Приказ N 776н) определены основы соблюдения требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.
Приказом N 776н утверждено Приложение N 1 (далее - Приложение N 1), содержащее примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков.
Пункт 27 Приказа N 776н устанавливает, что работодатель вправе изменять перечень указанных опасностей или включать в него дополнительные опасности, исходя из специфики своей деятельности.
Пунктом 5 Правил устанавливаются критерии, которые работодатель обязан учитывать при организации безопасных рабочих мест в рамках реализации системы управления охраной труда при выявлении опасностей и вытекающих из них опасных событий.
Полагаем, что установление обязательных критериев при выявлении опасностей и вытекающих из них опасных событий является предметом Приказа N 776н. Проектом акта предусмотрен необоснованно более широкий перечень опасностей и их причин (источников) по сравнению с определенным Приложением N 1, связи с чем пункт 5 Правил подлежит исключению.
3. Пункт 6 Правил устанавливает, что работодатель при организации проведения работ в условиях гидрометеорологических неблагоприятных и опасных природных явлений, а также низких и высоких показателей температуры окружающей среды, влажности, скорости движения воздуха по результатам специальной оценки условий труда, производственного контроля, измерений, выполненных в рамках контрольно-надзорных мероприятий, и оценки профессиональных рисков обязан:
"1) разработать, установить и обеспечить соблюдение необходимых режимов труда и отдыха;
2) определить и обеспечить применение средств коллективной защиты;
3) определить и обеспечить применение работниками средств индивидуальной защиты;
4) организовать своевременный уход за опорными поверхностями (нанесение противоскользящих средств; уборку снега, грязи, воды);
5) определить особые режимы управления оборудованием и механизмами (в том числе транспортными средствами, самоходной техникой, подъемными сооружениями и оборудованием) при неблагоприятных природных явлениях;
6) исключить проведение работ (обеспечить прекращение работ, своевременную эвакуацию и спасение работников) при угрозе наступления опасных природных явлений, а также естественного (природного) затопления;
7) организовать своевременное информирование работников (руководителей работ) о прогнозах Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с целью принятия необходимых организационно-технических мер, в том числе мер, направленных на приостановку и (или) завершение работ и вывод работников с места проведения работ. При необходимости обеспечить работников средствами связи при выполнении работ на обособленных объектах и (или) поверенными приборами для измерения температуры воздуха на рабочем месте, скорости движения воздуха на открытых производственных площадках и в полевых условиях.".
В пункте 6 Правил используются следующие понятия: гидрометеорологические неблагоприятные и опасные природные явления, низкие и высокие показатели температуры окружающей среды, влажности, скорости движения воздуха.
В пункте 1 проекта акта при определении его предмета содержится сноска на РД 52.04.563-2013 "Руководящий документ. Инструкция по подготовке и передаче штормовых сообщений наблюдательными подразделениями", введенный в действие приказом Росгидромета от 27 декабря 2013 г. N 730 (далее - Руководящий документ), означающая, что понятия в отмеченном пункте определяются в соответствии с данным документом.
В соответствии с пунктом 1 Правил определено, что они устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и проведению работ в особых климатических условиях на рабочих местах.
Рабочие места могут быть организованы как в помещениях различного типа, так и на открытом воздухе, что предполагает различные нормативные требования охраны труда к ним.
Руководящим документом определены критерии гидрометеорологических опасных явлений, характеризующие обстановку исключительно вне помещений (то есть на открытом воздухе). В свою очередь, сноска на нормативный правовой акт, утверждающий критерии климатических условий (низкие и высокие показатели температуры окружающей среды, влажности, скорости движения воздуха) в помещениях, в проекте акта отсутствует.
3.1. Также предлагаемая обязанность по "своевременному" информированию работников (руководителей работ)*(1) о прогнозах имеет неопределенное значение, поскольку критерии своевременности не определены.
Отсутствие регламентации данных вопросов означает неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования, которое может препятствовать адекватному уяснению содержания проекта акта.
Указанное обстоятельство может привести к возможному неограниченному усмотрению в процессе правоприменения должностными лицами, осуществляющими соответствующий федеральный государственный надзор, что может повлечь избыточные издержки субъектов регулирования.
Кроме того, часть предлагаемых проектом акта указанных обязанностей работодателей дублирует положения статьи 214 ТК РФ.
Статья 7 Закона N 247-ФЗ регламентирует принцип правовой определенности и системности установления обязательных требований, означающий, что содержание обязательных требований должно быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом, обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними, в связи с чем пункты 1 и 6 Правил требуют доработки.
Кроме того, правовая неопределенность имеется и в иных структурных единицах Правил:
пункт 3 - в части значения "требования настоящих Правил учитываются". Остается неясным, работодатель обязан при разработке документов по охране труда полностью дублировать требования проекта акта либо иным способом их "учитывать";
подпункт 4 пункта 6 - в части "своевременности" ухода за опорными поверхностями;
пункт 15 - в части значения конструкции "допустимой суммарной продолжительности термической нагрузки в условиях повышенных температур";
пункт 25 - в части определения "установленных и обозначенных мест нахождения и пути движения";
наименование раздела XI - в части понятия "плохой видимости";
пункты 27, 29, 35, 37 и 40 - в части обязанности работодателя по проведению инструктажей: не установлено, посредством каких видов инструктажа доводятся те или иные сведения до работника. Кроме того, информация, которую должен довести работодатель до работников в рамках таких инструктажей, носит общий характер, в связи с чем ее закрепление на нормативном уровне вызывает сомнения.
4. Пунктом 7 Правил устанавливается, что "работодатель в соответствии с оценкой профессиональных рисков при организации безопасного постоянного рабочего места с технологическим оборудованием, являющимся источником пониженных и повышенных (в том числе из-за инфракрасных излучений) температур, повышенной и пониженной влажности, повышенной скорости движения воздуха, обязан устранить или снизить до допустимого уровня воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе путем использования средств индивидуальной защиты (СИЗ), установки экранов, ограждений, удаления от оборудования, использования промышленных осушителей или увлажнителей, использования дистанционного управления оборудованием, организации режима питания и питьевого режима работников (из расчета среднего количества питьевой воды 1,0-1,5 л зимой и 3,0-3,5 л летом на одного работника, температурой не ниже 8°C и не выше 20°C).".
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 декабря 2020 г. N 40 утверждены Санитарные правила СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (СП 2.2.3670-20), согласно пункту 8.5 которых все рабочие обеспечиваются питьевой водой, соответствующей требованиям гигиенических нормативов.
Для некоторых категорий работников СП 2.2.3670-20 устанавливают дополнительные обязательные требования в части обеспечения безопасных условий труда.
Приложение N 1 к СП 2.2.3670-20 (далее - Приложение N 1 к СП) устанавливает требования к условиям труда в зависимости от вида деятельности и особенностей технологических процессов.
В силу пункта 6 раздела I Приложения N 1 к СП работники, осуществляющие добычу и обогащение рудных и нерудных полезных ископаемых, должны обеспечиваться питьевой водой в достаточном количестве, в том числе горячим питьем (40 °C и выше) при работе в условиях охлаждающего микроклимата, и охлажденной водой (20 °C и ниже) в условиях нагревающего микроклимата.
Проектом акта, помимо организации питьевого режима, на работодателя возлагается обязанность по обеспечению "режима питания", понятие которого нормативно не определено, а само требование - не обосновано.
Полагаем, что вопросы организации режима питания (в части обязанности работодателя по оборудованию соответствующих мест для приема пищи, а для некоторых категорий работников - по обеспечению горячим питанием (пункт 23 раздела II Приложения N 1 к СП) и питьевого режима работников достаточно урегулированы действующим законодательством, в связи с чем полагаем целесообразным исключить указанные положения из пункта 7 Правил.
5. Пунктом 13 Правил предлагается ввести обязательное требование, согласно которому, если температура в рабочем помещении находится в диапазоне 28,5-29 °C, необходимо сокращать продолжительность рабочего дня на один час, в диапазоне 29-30,5 °C - на два часа, температура свыше 30,5 °C - на четыре часа.
Пункт 14 Правил устанавливает, что при работах на открытой территории и температуре наружного воздуха 32,5 °C и выше продолжительность периодов непрерывной работы должна составлять 15-20 минут с последующей продолжительностью отдыха не менее 10-12 минут в охлаждаемых помещениях.
Необходимо отметить, что Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21).
Пунктом 27 СанПиН 1.2.3685-21 установлено, что показателями, характеризующими микроклимат на рабочих местах в производственных помещениях, являются:
а) температура воздуха;
б) температура поверхностей ограждающих конструкций (стены, потолок, пол), устройств, а также технологического оборудования или ограждающих его устройств;
в) относительная влажность воздуха;
г) скорость движения воздуха;
д) интенсивность теплового облучения.
В таблице 5.2 СанПиН 1.2.3685-21 приведены допустимые величины параметров микроклимата на рабочих местах в помещениях в зависимости от периода года и категории работ по уровню энерготрат.
В соответствии с абзацем 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека.
В силу части 2 статьи 214 ТК РФ работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
СанПиН 1.2.3685-21 приняты взамен ранее действовавших СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", утвержденных постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 81 (далее - СанПиН 2.2.4.3359-16).
В СанПиН 2.2.4.3359-16 (пункт 1 Приложения 3) содержались положения о допустимой продолжительности пребывания на рабочих местах при температуре воздуха выше допустимых величин в зависимости от категории работников. Например, работники категорий Iа - Iб могли инициировать сокращение рабочего дня на час, если температура в помещении достигала 28,5 °C.
В СанПиН 1.2.3685-21 не вошли нормы о допустимой продолжительности пребывания на рабочих местах при температуре воздуха выше допустимых величин.
Полагаем, закрепленные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда на законодательном уровне и требования на подзаконном уровне по соблюдению температурных режимов являются достаточными, в связи с чем считаем необходимым пункты 13 и 14 исключить из проекта акта.
По аналогичным причинам подлежат исключению из проекта акта пункты 9, 10, 17 и 18, поскольку ограничивают работодателя в части способов достижения установленных показателей, характеризующих микроклимат на рабочих местах.
6. Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации 28 декабря 2010 г. утверждены МР 2.2.8.0017-10. 2.2.8 "Гигиена труда. Средства коллективной и индивидуальной защиты. Режимы труда и отдыха работающих в нагревающем микроклимате в производственном помещении и на открытой местности в теплый период года. Методические рекомендации", согласно пункту 5.4 которых для профилактики нарушения водного баланса работающих в условиях нагревающего микроклимата следует обеспечивать им полное возмещение жидкости, растворимых в воде витаминов, солей и микроэлементов, выделяемых из организма с потом.
В пункте 16 Правил предлагается данным методическим рекомендациям придать обязательную форму.
Указанные изменения не обоснованы разработчиком в сводном отчете и сопроводительных материалах, в связи с чем не отвечают принципу законности принятия обязательных требований (часть 1 статьи 5 Закона N 247-ФЗ), устанавливающему возможность их утверждения исключительно в целях защиты охраняемых законом ценностей, а также принципу системности установления обязательных требований (часть 2 статьи 7 Закона N 247-ФЗ).
В связи с изложенным считаем необходимым пункт 16 исключить из Правил. Исключению по тем же основаниям подлежит пункт 11 Правил.
7. Пунктами 19-24 Правил предлагается установить новые обязательные требования при регламентации режима работ в холодный период года на открытой территории или в неотапливаемом помещении.
Необходимо отметить, что вопросы по установлению требований к режиму работы в холодный период года на открытой территории или в неотапливаемом помещении регламентированы в утвержденных Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации 19 сентября 2006 г. МР 2.2.7.2129-06. 2.2.7 "Физиология труда и эргономика. Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях. Методические рекомендации".
Указанными проектируемыми пунктами предлагается части отмеченных методических рекомендаций придать императивный характер. При проектировании пунктов 19-24 Правил разработчиком не учтены принципы законности, обоснованности и системности установления обязательных требований (статьи 5, 6 и 7 Закона N 247-ФЗ).
Представляется целесообразным исключить из редакции проекта акта указанные изменения либо представить надлежащие обоснования необходимости их принятия, имея ввиду верифицируемые данные, доказывающие факты причинения вреда охраняемым законом ценностям (часть 1 статьи 5 Закона N 247-ФЗ).
8. Пунктами 31 и 34 Правил устанавливается, что действия работников и необходимые мероприятия при сильном ливне и крупном граде, при очень сильном ветре, ураганном ветре (ураган), шквале, смерче с учетом проведенной оценки профессиональных рисков должны быть включены в соответствующие утвержденные работодателем планы спасения и эвакуации и (или) в инструкции по охране труда для соответствующих видов работ, профессий или должностей.
В свою очередь, отмечаем, что не все работодатели обязаны составлять планы спасения и эвакуации. Такая обязанность, например, возложена на работодателей, организующих работы в ограниченных и замкнутых пространствах (пункт 37 Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 902н) и на высоте (пункты 43 и 44 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 16 ноября 2020 г. N 782н).
Проектируемые пункты 31 и 34 однозначно не определяют, какие конкретно категории работодателей обязаны включать указанную информацию в соответствующие утвержденные планы спасения и эвакуации и (или) в инструкции по охране труда, в связи с чем требуют доработки с целью соблюдения принципа правовой определенности установления обязательных требований (часть 1 статьи 7 Закона N 247-ФЗ) и исключения различных подходов к их толкованию.
9. С 1 сентября 2023 г. начнет действовать приказ Минтруда России от 29 октября 2010 г. N 766н "Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами" (далее - Приказ N 766н), который устанавливает обязательные требования к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, включая определение потребности, организацию приобретения, выдачи, эксплуатации (использования), хранения, ухода (обслуживания) и вывода из эксплуатации.
Пунктами 7, 12 и 26 Правил регламентируются положения по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. Полагаем, что данные вопросы относятся к сфере действия Приказа N 766н, в связи с чем указанные пункты в части требований к использованию/выдаче средств индивидуальной защиты подлежат исключению ввиду их избыточности.
10. В силу пункта 2 Правил они распространяются не только на работодателей, но и на работников организаций при организации и осуществлении ими производственных процессов и работ в особых температурных условиях, при воздействии микроклимата и климата.
В силу части 3 статьи 212 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Таким образом, правила по охране труда устанавливают обязательные требования непосредственно к работодателям, а не к работникам. Пункты 28, 36, 38, 41, 48, 49 и 54 Правил регламентируют требования к работникам, в связи с чем считаем целесообразным их исключить из проекта акта.
11. Пунктами 43, 47, 50, 51, 52 и 53 Правил предлагается обязать работодателя проводить инструктажи для водителей по вопросам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения.
Данные вопросы регулируются различными нормативными правовыми актами, в частности Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
Кроме того, при выполнении тех или иных работ, связанных с управлением транспортными средствами, на работодателей возложены дополнительные обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения (например, Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 30 апреля 2021 г. N 145).
В связи с изложенным указанные пункты подлежат исключению из проекта акта в силу их избыточности и необоснованности.
12. В соответствии с абзацем третьим пункта 2 Правил требования, содержащиеся в проекте акта, не заменяют специальные требования к проведению отдельных работ, установленные нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора).
Изложенное означает, что в случае принятых специализированных правил по охране труда при организации тех или иных видов работ работодатель обязан учитывать не только их, но и проектируемые проектом акта.
Минэкономразвития России неоднократно обращало внимание разработчика на целесообразность определения общих правил охраны труда в той или иной сфере при условии последующей конкретизации и детализации установленных общих правил, всех выполняемых работ и процессов в соответствующих типовых инструкциях применительно к условиям определенного рабочего места с учетом специфики осуществляемых работ или производственной деятельности соответствующего предприятия (в том числе письмами Минэкономразвития России от 25 февраля 2020 г. N 5390-АХ/Д26и, от 27 февраля 2020 г. N 5582-АХ/Д26и, от 13 марта 2020 г. N 7497-АХ/Д26и).
В связи с изложенным предложенный разработчиком подход представляется нецелесообразным и избыточным. Для формирования эффективной системы регулирования в области охраны труда представляется целесообразным разработчику провести комплексный анализ существующих мероприятий, проводимых работодателем в сфере охраны труда, в целях исключения чрезмерного нормативного массива, который приводит к снижению его эффективности и, как следствие, росту издержек у хозяйствующих субъектов.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы;
проект акта не соответствует требованиям Закона N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта содержит положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
-------------------------------------------
*(1) Подпункт 7 пункта 6 Правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.