Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
"***" - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; "***" - начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России; "***" - главный специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 074/01/10-1550/2019 по признакам нарушения ООО "Центр коммунального сервиса" (ИНН 7456027298, ОГРН 1157456004683, 454091, г. Челябинск, ул. К. Маркса, д. 38, оф. 201) пункта 4 части 1 статьи 10, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в отказе от вывоза твердых коммунальных отходов из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, в присутствии представителей ООО "Центр коммунального сервиса", в отсутствие представителей ООО "ЖЭК", уведомленных о дате и времени рассмотрения дела, с использованием плагина "Videomost Plagin" в режиме видеоконференцсвязи,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление ООО "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - ООО "ЖЭК") от 13.06.2019 N 367 (вх. N 8313 от 17.06.2019) на действия ООО "Центр коммунального сервиса" (далее - ООО "ЦКС"), выразившиеся в отказе от вывоза отходов, складируемых в мусороприемных камерах.
Из заявления следует, что ООО "ЦКС" отказывается вывозить твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) из мусороприемных камер, расположенных в многоквартирных домах (далее - МКД), находящихся в управлении ООО "ЖЭК".
Согласно пояснениям ООО "ЦКС" от 19.07.2019 исх. N ЧЛБ 6080 (вх. N 10255 от 19.07.2019) региональный оператор должен осуществлять погрузку ТКО со специально оборудованной контейнерной площадки, а не из иного места складирования, размещенного внутри многоквартирного дома.
Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет управляющая организация.
На совещании, прошедшем в Челябинском УФАС России 16.07.2019, представители ООО "ЦКС" также пояснили, что региональный оператор обязан вывозить ТКО только с контейнерных площадок и не обязан вывозить ТКО из контейнеров, расположенных непосредственно в мусороприемных камерах.
Изучив представленные документы и материалы, Челябинское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ООО "ЦКС", выразившихся в отказе от вывоза твердых коммунальных отходов из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного издан приказ от 01.08.2019 N 104 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела N 074/01/10-1550/2019, а также вынесено определение о назначении дела к рассмотрению от 02.08.2019 исх. N 10345/06.
Согласно пояснениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области от 15.08.2019 исх. N 7363 в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
При этом статьей 13.4 Закона об отходах определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Действующим законодательством не ограничен перечень мест накопления ТКО.
Согласно пояснениям Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19.08.2019 исх. N 04/4838 при утверждении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Министерством учитывались расходы регионального оператора на погрузку ТКО в мусоровоз, производимую на площадке для погрузки отходов.
При этом, каждый дом, оборудованный мусороприемными камерами был отнесен к одной площадке погрузки и при утверждении единого предельного тарифа на услуги ООО "ЦКС" на территории Карабашского кластера расходы на работы по ручной погрузке отходов из мусороприемных камер и перемещению контейнеров из камер к площадке погрузки не учтены.
Согласно пояснениям Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 27.09.2019 исх. N 25671 обязанность по обслуживанию и очистке мусоропроводов и мусороприемных камер возложена на управляющие организации.
Согласно пояснениям Министерства экологии Челябинской области от 30.09.2019 исх. N 05/11737 обязанность по доставке ТКО, накапливаемых в контейнерах в мусороприемных камерах, до площадок возложена на организации, осуществляющие управление МКД.
Согласно пояснениям ООО "ЖЭК" от 27.11.2019 исх. N 743 вывоз мусора из мусороприемных камер домов, находящихся на обслуживании ООО "ЖЭК", обеспечивается путем заключения договора об оказании услуг по выгрузке ТКО с ООО "ЭкоТранс".
Согласно пояснениям ООО "ЭкоТранс" от 25.03.2020 исх. N 22 мусороприемные камеры, мусоропроводы включены в состав общего имущества собственников МКД и плата за их содержания включена в плату за содержание общего имущества.
Мусорокамеры домов, находящихся на обслуживании ООО "ЖЭК", не оборудованы контейнерами, отходы скапливаются непосредственно на полу, соответственно, выгрузка ТКО из мусорокамер без ручной погрузки невозможна.
ООО "ЭкоТранс" оказывает услуги по ручной погрузке (выгрузке) ТКО из мусорокамер (подбор ТКО в контейнер, выкатка контейнера до мусоровоза) на основании заключенных с управляющими организациями договоров, вывоз ТКО осуществляет подрядчик регионального оператора.
Согласно пояснениям ООО "ЭкоСтар" (ранее ООО "ВторКомЗлатоуст") от 25.03.2020 исх. N 506 управляющая организация обязана содержать общее имущество МКД, к числу которого относятся мусоропроводы и мусороприемные камеры.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов" ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация в ведении которой находится дом, то есть управляющая организация.
Согласно пояснениям ООО "ЦКС" от 30.09.2019 исх. N ЧЛБ10273, от 23.10.2019 исх. N ЧЛБ11233 мусоропроводы и мусороприемные камеры относятся к общему имуществу МКД, обязанность по их надлежащему содержанию лежит на управляющих организациях.
Региональный оператор в отношении МКД, оборудованных мусороприемными камерами должен осуществлять только погрузку ТКО со специальной площадки.
Согласно пояснениям ООО "ЦКС" от 27.03.2020 исх. N ЧЛБ4670 договор на оказание услуг с ООО "ЖЭК" считается заключенным в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО с УК и ТСЖ (размещен на сайте регионального оператора).
Между ООО "ЦКС" и ООО "ВторКомЗлатоуст" был заключен договор от 01.03.2018 N б/н на оказание услуги по транспортированию ТКО на территории Карабашского кластера.
Договорные отношения прекращены 31.12.2019.
Между ООО "ЦКС" и ООО "Экоспецтранс" заключен аналогичный договор от 01.01.2020 N Ц016-20.
Согласно пункту 2.2 договора 01.01.2020 N Ц016-20 в услуги оператора по обращению с ТКО входит погрузка ТКО в мусоровоз и их транспортирование до полигона размещения (захоронения) ТКО.
Действия, связанные с открытием мусороприемных камер, загрузка ручным способом отходов в емкости и выкат их из камер до мусоровозов, должны осуществляться управляющей компанией самостоятельно, при этом в обязанности оператора входит непосредственно вывоз отходов до полигона.
Региональный оператор в отношении домов, оборудованных мусороприемными камерами, осуществляет погрузку ТКО со специально оборудованной площадки, а в случае ее отсутствия местом погрузки считается непосредственно мусоровоз.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Положение ООО "ЦКС" на рынке услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Карабашского кластера Челябинской области признано доминирующим.
Поскольку ООО "ЦКС" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуги по обращению с ТКО, то на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
2. Согласно письму Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
Однако указанные разъяснения Минприроды носят общий характер.
Действующее законодательство не предусматривает обязательного наличия иных мест накопления ТКО, в том числе контейнерных площадок, при наличии мусороприемной камеры.
На ООО "ЖЭК" как на организацию, осуществляющую обслуживание жилых домов, возложена обязанность по содержанию многоквартирных домов и прилегающей территории в надлежащем состоянии.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) (далее - Правила N 170).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5.9.10 Правил N 170 персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки в мусоровоз;
Согласно пункту 5.9.13 Правил N 170 контейнер с отходами следует к моменту перегрузки в мусоровоз удалить из мусоросборной камеры на отведенную площадку.
Из изложенного следует, что управляющая компания должна обеспечивать удаление контейнера из мусороприемной камеры к месту перегрузки (отведенная площадка), а затем к мусоровозу.
При этом, Правила N 170 также не уточняют, что понимается под отведенной площадкой.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом об отходах.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 10 Правил N 1156 также установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Из изложенных норм следует, что мусороприемная камера также, как и контейнерная площадка, являются местом накопления ТКО.
Следовательно, в силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах региональный оператор обязан принимать отходы из контейнеров, размещенных в мусороприемных камерах.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Под погрузкой ТКО - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Таким образом, региональный оператор обязан производить вывоз ТКО из мусороприемных камер в целях их дальнейшего транспортирования.
3. Договор на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенный региональным оператором как с управляющей организацией, так и напрямую с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов, должен соответствовать типовому договору, утвержденному Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 3 Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором, способ складирования крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 складирование ТКО в мусороприемных камерах осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные, соответственно, в данных мусороприемных камерах.
Типовым договором и Правилами N 1156 в целом не предусмотрены условия организации и порядок вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.
В соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156 проект договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Правилами N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Соответственно, стороны вправе согласовать включение в договор условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе в части порядка вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.
В материалы дела представлено письмо ООО "ЖЭК" от 30.07.2019 исх. N 505, направленное в адрес ООО "ЦКС", о заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Однако порядок заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО установлен Правилами N 1156.
Пунктами 8(6) и 8(7) Правил N 1156 установлены требования к содержанию заявки на заключение договора и перечню прилагаемых документов.
Доказательства направления ООО "ЖЭК" в адрес ООО "ЦКС" заявки на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном Правилами N 1156, в материалы дела не представлены.
Тем не менее, в силу пункта 8(17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору соответствующую заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.
Однако, в данном случае вопрос организации и порядка вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, остается неурегулированным.
Как установлено в ходе рассмотрения дела работы по выгрузке ТКО из мусороприемных камер в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ЖЭК", производились либо силами самого ООО "ЖЭК", либо с привлечением подрядной организации как в 2019, так и в предыдущие периоды.
При этом, согласно пояснениям ООО "ЭкоТранс" мусороприемные камеры домов, находящихся на обслуживании ООО "ЖЭК", не оборудованы контейнерами, отходы скапливаются непосредственно на полу, соответственно, выгрузка ТКО из мусороприемных камер без ручной погрузки невозможна.
Фактически ТКО транспортировались на полигон силами подрядчика ООО "ЦКС".
Доказательства обращения ООО "ЖЭК" в адрес ООО "ЦКС" по вопросу организации вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, находящихся в управлении ООО "ЖЭК", в материалы дела не представлены.
Рассмотрев представленные в дело материалы, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО "ЦКС" не могут рассматриваться как злоупотребление доминирующим положением, поскольку отсутствует какая-либо переписка между ООО "ЖЭК" и ООО "ЦКС" по вопросу урегулирования отношений, связанных с вывозом ТКО из мусороприемных камер, согласования порядка вывоза, совершения иных действий, направленных на урегулирование условий о вывозе ТКО из мусороприемных камер, а также отсутствуют документы, подтверждающие отказ ООО "ЦКС" от согласования данных условий.
Учитывая изложенное, рассмотрение дела N 074/01/10-1550/2019 в отношении ООО "ЦКС" подлежит прекращению.
Дополнительно Комиссия отмечает, что ООО "ЦКС" выдано предупреждение от 26.12.2019 N 18-06/19 в связи с наличием в действиях ООО "ЦКС" признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, о необходимости прекращения указанных действий, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, и о принятии мер по устранению последствий нарушения, а именно о внесении изменений в типовые договоры, заключаемые с УК, ТСЖ, физическими и юридическими лицами, размещенные на официальном сайте ООО "ЦКС" во вкладке (https://cks174.ru/dogovory-s-potrebitelyami-karabash), включив в них все способы складирования ТКО, предусмотренные Правилами N 1156, в том числе в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы).
Предупреждение ООО "ЦКС" исполнено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Рассмотрение дела N 074/01/10-1550/2019 в отношении ООО "Центр коммунального сервиса" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Центр коммунального сервиса";
2. Выдать ООО "Жилищно-эксплуатационная компания" и ООО "Центр коммунального сервиса" рекомендации.
Председатель Комиссии "***"
Члены Комиссии "***"
"***"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2020 г. по делу N 074/01/10-1550/2019
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2020