25.08.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Комплексстройинвест" (далее - Заявитель) на действия ГАУ РД "Дирекция Инфраструктурных Программ" (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции (модернизация) систем водоотведения г. Дагестанские Огни Республики Дагестан (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0103200008423002180) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок:
1) Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен порядок оценки в отношении заявки Заявителя по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);
2) Заказчиком не исполнено предписание от 28.07.2023 по делу N 28/06/105-1782/2023 (далее - Предписание).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 24.08.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.08.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 27.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 778 891 566,47 руб.;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 13.07.2023;
5) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 14.08.2023;
7) по результатам рассмотрения заявок заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "Профстройюг" с предложением о цене контракта в размере 755 524 819 руб.
1. По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен порядок оценки в отношении заявки ООО "Профстройюг" по Критерию.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "б" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Пунктом 28 Положения установлен перечень документов, предусмотренный приложением N 1 к Положению, в случае применения Заказчиком показателя оценки, указанного в подпункте "в" пункта 24 Положения.
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок (приложение к Извещению) (далее - Порядок оценки) Критерий содержит детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1), детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель).
При этом разделом III Порядка оценки по Детализирующему показателю N 1, Детализирующему показателю N 2 Показателя Критерия Извещения установлено в том числе следующее: "К оценке принимаются исполненный договор (договоры), относящегося к следующему договору (контракту): - на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу линейных объектов капитального строительства, за исключением автомобильной дороги, исполненные за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок".
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.08.2023 N ПРОII2 (далее - Протокол) заявке ООО "Профстройюг" по Показателю Критерия присвоено 40 баллов, а Заявителю 0 баллов.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что согласно сведениям из открытых источников у ООО "Профстройюг" отсутствует опыт выполнения работ, соответствующий предмету контракта, а также в реестре контрактов отсутствует информация о контрактах, цена которых превышает цену контракта, приложенного в составе заявки Заявителя.
Изучив представленные материалы, Комиссия установила, что ООО "Профстройюг" в составе заявки представлены договоры (контракты) с опытом выполнения работ в соответствии с Порядком оценки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в связи с чем довод Заявителя не подлежит рассмотрению Комиссией, при этом Заявитель вправе обжаловать вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок в судебном порядке.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не исполнено Предписание.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решению Комиссии от 28.07.2023 по делу
N 28/06/105-1782/2023 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены в том числе нарушение пункта 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении размера обеспечения исполнения контракта, а также нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении порядка оплаты выполненных работ.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки выдано Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, в том числе при заключении государственного контракта. Срок исполнения Предписания - 16.08.2023.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что при направлении проекта контракта (далее - Проект контракта) ООО "Профстройюг" Заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта и порядок оплаты выполненных работ.
Согласно Извещению размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 %.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 11.1 Проекта контракта установлено следующее: "Принять к сведению, что Подрядчик внес обеспечение исполнения Контракта на сумму 38944578 (тридцать восемь миллионов девятьсот сорок четыре тысячи пятьсот семьдесят восемь) рублей 32 копейки, определенную в соответствии Федеральным законом N 44-ФЗ, что составляет 5 % от начальной (максимальной) цены Контракта"
Также Комиссией установлено, что в Проекте контракта содержится пункт 2.7, согласно которому "оплата за выполненные Подрядчиком работы производится поэтапно, путем перечисления денежных средств на лицевой счет Подрядчика, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в срок не более 10 (десяти) рабочих дней".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанный довод не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению).
На заседании Комиссии установлено, что согласно Извещению расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению.
Пунктом 2.6 Проекта контракта установлено, что при исполнении Контракта предусмотрено казначейское сопровождение расчетов по контракту (в том числе авансовых платежей) в соответствии Федеральным законом от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2021 N 2024 "О правилах казначейского сопровождения", Законом Республики Дагестан от 12.12.2022 N 95 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Уполномоченным органом при размещении Извещения допущена техническая ошибка и вместо "Все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению", Уполномоченный орган указал, что "Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению".
Таким образом, в Проекте контракта размер обеспечения исполнения контракта установлен в соответствии с Законом о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, установившего противоречивую информацию в Извещении и в Проекте контракта, нарушают пункт 18 часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплексстройинвест" необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение пункта 18 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 25.08.2023 по делу N 28/06/105-1993/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2023 г. N 28/06/105-1993/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25 августа 2023