03.04.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Гривна" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Управления архитектуры, капитального строительства и ЖКХ Администрации Ковернинского муниципального округа Нижегородской области, ГКУ НО "ЦРЗ НО" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Управлением архитектуры, капитального строительства и ЖКХ Администрации Ковернинского муниципального округа Нижегородской области (далее - Заказчик), ГКУ НО "ЦРЗ НО" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Канализационные очистные сооружения производительностью 1100м3/сут с подводящим и отводящим коллекторами, расположенные в д. Сухоноска Ковернинского района Нижегородской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0832200006624000139) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Комиссии по осуществлению закупок, а именно:
1) Комиссией по осуществлению закупок заявка победителя с идентификационным номером "530981" (далее - Победитель) неправомерно признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
2) Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в отношении заявки Заявителя по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 01.04.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.04.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 01.03.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 890 601 950 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Ковернинского муниципального округа Нижегородской области, КБК - 133060224001S2450414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.03.2024;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 20.03.2024;
8) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 3 заявок участников Конкурса соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано ООО "Спецгазтехсервис" с предложением о цене контракта в размере 890 601 950 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок заявка Победителя неправомерно признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 8 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно Извещению Заказчиком, Уполномоченным органом установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что Победителем в целях подтверждения наличия опыта выполнения работ по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 представлен договор подряда от 04.07.2022 N К1749, заключенный с ПАО "Газпром газораспределение Уфа", на выполнение комплекса работ по подключению ОКС к сетям газораспределения в зоне обслуживания филиала ПАО "Газпром газораспределение Уфа" в г. Белорецке на сумму 499 960 469 рублей (далее - Договор), а также акты о приемке выполненных работ по отдельным объектам.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что исходя из положений позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 участник закупки вправе представить опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги, вместе с тем Победителем представлен рамочный Договор, при исполнении которого Победитель по заявкам заказчика выполнял работы по газификации (средняя стоимость объектов 10 млн рублей) большого количества объектов, что не соответствует требованиям позиции 8 приложения к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в отношении заявки Заявителя по Детализирующему показателю Критерия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) установлен Детализирующий показатель Критерия, согласно которому к оценке принимаются следующие документы:
- исполненный договор (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта (за исключением автомобильной дороги) и относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, предусматривающий выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту и/или сносу линейного объекта (за исключением автомобильной дороги);
- акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ (в случае подтверждения опыта выполнения работ по строительству, реконструкцию линейного объекта (за исключением автомобильной дороги) или акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что Комиссией по осуществлению закупок не приняты к оценке, в том числе следующие контракты/договоры:
- контракт от 11.06.2020 N 20-053 на сумму 456 397 365 руб. на выполнение работ по объекту "Строительство водозабора и водовода от Навашинского участка Южно-Горьковского месторождения подземных вод до г. Навашино" (далее - Контракт N 1);
- контракт от 23.08.2022 N 23082022 на сумму 14 579 414,64 руб. на выполнение работ по строительству централизованной канализационной сети по ул. Полевая и ул. Молодежная в п. Ждановский Кстовского района Нижегородской области (далее - Контракт N 2);
- договор от 20.06.2018 N 1240-2800-2018 на выполнение работ по реконструкции верховного участка магистрального канала с устранением суффозионного выноса песка в трубчатый дренаж плотины 1-2 (далее - Договор).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что Комиссией по осуществлению закупок Контракт N 1 не принят к оценке по Детализирующему показателю Критерия, поскольку в составе заявки Заявителя не представлены первоначальные приложения NN 1, 2, 3, 4 к Контракту N 1, поскольку Комиссии по осуществлению закупок требуется рассматривать приложенные участником закупки контракты и первоначальные приложения к контрактам.
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлен к оценке по Детализирующему показателю Критерия, в том числе Контракт N 1 с приложением следующих документов:
- дополнительные соглашения от 26.06.2020 N 1, от 01.12.2020 N 2, от 09.03.2021 N 3, от 26.03.2021 N 4 (далее - Дополнительные соглашения);
- акт приемки законченного строительством объекта от 13.04.2023 N 1.
При этом на заседании Комиссии установлено, что представленные Заявителем Дополнительные соглашения изменяют приложения NN 1, 2, 3, 4 к Контракту N 1 в полном объеме, в связи с этим представление утративших силу приложений NN 1, 2, 3, 4 к Контракту N 1 не требуется. Таким образом, Заявителем представлены документы в полном объеме и соответствуют требованиям Порядка оценки, установленного Заказчиком, Уполномоченным органом.
Также представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что Комиссией по осуществлению закупок Контракт N 2 не принят к оценке по Детализирующему показателю Критерия, поскольку в составе заявки Заявителя не представлены сведения о подписании документов с помощью электронной цифровой подписи.
Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлен к оценке по Детализирующему показателю Критерия, в том числе Контракт N 2 с приложением следующих документов:
- приложение N 1 к Контракту N 2 (техническое задание);
- приложение N 4 к Контракту N 2 (ведомость объемов работ);
- акты о приемке выполненных работ;
- акт приемки законченного строительством объекта капитального строительства от 11.01.2023 б/н.
В силу подпункта "е" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Контракт N 2 Заявителем представлен в полном объеме и не противоречит требованиям, установленным в подпункте "е" пункта 28 Положения и Порядке оценки.
Также Комиссией установлено, что Заявителем для оценки опыта по Детализирующему показателю Критерия представлен Договор с приложением следующих документов:
- акты выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3;
- акт по форме КС-14 от 27.12.2021 б/н;
- решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации от 28.12.2021 б/н.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что Договор не принят к оценке, поскольку Заявителем в составе заявки не приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Комиссия пришла к выводу, что Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка Договора, поскольку Порядком оценки установлено вариативное требование о предоставлении в составе заявки разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решения о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В связи с изложенным, действия Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом осуществившей оценку заявки Заявителя по Детализирующему показателю Критерия, в том числе в отношении Контракта N 1, Контракта N 2, Договора, нарушают подпункт "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гривна" обоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушения подпункта "б" пункта 1 части 11, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 03.04.2024 по делу N 28/06/105-864/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2024 г. N 28/06/105-864/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024