25.04.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "СТ.-Медифарм" (далее - Заявитель) на действия Федерального медико-биологического агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку реагентов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009124000080) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика установившего в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) характеристики реагентов для иммунохроматографического выявления свободного антигена p24 ВИЧ-1 и антител к ВИЧ-1 и ВИЧ-2 в образцах сыворотки, плазмы или цельной крови человека (далее - Товар), соответствующие продукции одного производителя, что ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 24.04.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.04.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 10.04.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 929 500 руб.
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 38809020142192011244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 18.04.2024;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 18.04.2024;
8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта подан 1 участником Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 3 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером "116398986" с минимальным предложением цены контракта 2 914 852,5 руб.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки установлены характеристики Товара, соответствующие продукции одного производителя, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренное правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования каталога), установлено, что заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию Каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 5 Правил использования каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что характеристики Товара, указанные в Описании объекта закупки соответствуют продукции исключительно одного производителя ООО "Рапид БИО".
В свою очередь представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Описание объекта закупки соответствует продукции не менее двух производителей, а именно:
1) ООО "Рапид БИО", Россия, регистрационное удостоверение от 19.02.2024 N РЗН 2024/22068;
2) "Атенезе-ДиЙкс ПрайватЛимитед", Индия, регистрационное удостоверение от 11.11.2022 N РЗН 2022/18781 (далее - Продукция).
Комиссия, изучив Извещение установила, что согласно пункту 3 технических характеристик Описания объекта закупки, Товар предназначен для диагностирования острой ВИЧ-инфекции у лиц, имеющих повышенный шанс передачи ВИЧ при отсутствии антител к ВИЧ.
Вместе с тем согласно инструкции по применению Продукции, (далее - Инструкция), Продукция применяется для ранней диагностики ВИЧ.
Кроме того, Инструкция не содержит сведений о том, что Продукция применяется для диагностирования острой ВИЧ-инфекции у лиц, имеющих повышенный шанс передачи ВИЧ при отсутствии антител к ВИЧ.
Таким образом, Комиссией установлено, что Продукция не применяется для диагностирования острой ВИЧ-инфекции у лиц, имеющих повышенный шанс передачи ВИЧ при отсутствии антител к ВИЧ, в связи с чем не соответствует Описанию объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в описании объекта закупки характеристики Товара, которым соответствует единственный производитель ООО "Рапид БИО", нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что Описание объекта закупки сформировано в соответствии с позицией Каталога 21.20.23.110-00005407 "ВИЧ1/ВИЧ2 антигены/антитела ИВД, набор, иммунохроматографический анализ, экспресс-анализ" (применение позиции Каталога обязательна с 21.02.2024).
Позицией Каталога предусмотрена единственная характеристика, которая является обязательной к применению "Количество выполняемых тестов" с значением характеристики "? 10 и ? 20".
Вместе с тем в Описании объекта закупки к Товару в том числе установлены следующие дополнительные характеристики: "Набор предназначен для выявления лиц с острой ВИЧ-инфекцией, имеющих повышенный шанс передачи ВИЧ при отсутствии антител к ВИЧ", "Время получения результата", "Чувствительность" (данный перечень не является исчерпывающим).
Кроме того, Извещение не содержит обоснование необходимости использования таких дополнительных характеристик Товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего дополнительные характеристики поставляемого товара без обоснования необходимости использования таких характеристик, нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "СТ.-Медифарм" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 25.04.2024 по делу N 28/06/105-1086/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2024 г. N 28/06/105-1086/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024