02.08.2022 |
Москва |
|
|
|
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "ЦентрЭнергоПроект" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ФБУ "Музей морского флота" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее - Заказчик), ФБУ "Музей морского флота" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по теме "Реконструкция (реставрация с приспособлением к современному использованию) здания по адресу: г. Москва, ул. Большая Ордынка, д.19, стр. 2." (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100044422000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении Конкурса) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, принявшей неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 01.08.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.08.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 11007064730394009414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.07.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 20.07.2022;
8) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку в результате рассмотрения заявок, заявка только 1 участника закупки признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано ООО "БЮРО А495" с предложением о цене контракта в размере 13 900 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает соответствие требованиям к участникам закупки, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В силу положений ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 статьи 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки являются проектные и изыскательские работы.
Пунктом 8 Извещения Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (далее - СРО). Также установлено, что "Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.07.2022 N ПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки Заявителя на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием заявки Заявителя требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Заявителем представлена выписка из реестра членов СРО от 04.07.2022 N СП-3010/22.
При этом Комиссией по осуществлению закупок установлено, что Заявителем не внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, в связи с чем у Заявителя отсутствует право выполнения работ, являющихся предметом закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем представлено ценовое предложение в размере 15 000 000 рублей.
Также Комиссией установлено, что у Заявителя отсутствует уровень ответственности по обязательствам договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, а именно Заявителем, являющимся членом СРО, не внесен взнос в компенсационный фонд договорных обязательств.
При этом согласно статьям 55.8, 55.16 ГрК РФ компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Таким образом, учитывая требования части 11 статьи 55.16 ГрК РФ, согласно которым для заключения договора на сумму, не превышающую 25 млн рублей, участник закупки должен иметь первый уровень ответственности члена СРО в рамках компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, Комиссия приходит к выводу, что Заявитель не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что решение Комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с позицией 1 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В силу позиции 2 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, установлено дополнительное требование, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Согласно пункту 9.1 Извещения, Заказчиком установлено дополнительное требование в соответствии с позицией 1 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение проектных и изыскательских работ.
При этом Комиссия приходит к выводу, что Заказчику в рамках закупки необходимо установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 2 приложения к Постановлению N 2571, поскольку объектом закупки является выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации, которые относятся к видам работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили доказательств, подтверждающих правомерность и необходимость установления в Извещении дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с позицией 1 приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в неправомерном установлении дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с позицией 1 приложения к Постановлению N 2571, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлены условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В силу пункта 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Вместе с тем согласно пункту 10.5 проекта государственного контракта Извещения общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, не может превышать цену контракта.
В соответствии с пунктом 10.12 проекта государственного контракта Извещения общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение генпроектировщиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, не может превышать цену контракта.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения проекта государственного контракта Извещения, ограничивающие размер общей суммы возможной к начислению неустойки (пени) ценой государственного контракта, не соответствуют положениям Правил, действующим на дату размещения в ЕИС Извещения, что нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 01.01.2022 по 30.04.2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 01.05.2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 3.7 проекта государственного контракта Извещения установлено, что "В случае, если исполнение Контракта осуществляется в декабре 2022 года и приходится:
- на дату с 1 по 20 декабря финансового года включительно, оплата выполненных Работ по Контракту (по отдельному этапу Контракта) (их результатов) осуществляется не позднее чем за 1 (один) рабочий день до окончания текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Застройщика средств федерального бюджета на указанный финансовый год, либо, в случае, если 15-ти дневный срок на оплату с даты подписания документа о приемке приходится на следующий год, в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Застройщика средств федерального бюджета на очередной финансовый год;
- на дату с 21 по 31 декабря финансового года включительно, оплата выполненных Работ по Контракту (по отдельному этапу Контракта) (их результатов) осуществляется в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Застройщика средств федерального бюджета на очередной финансовый год.
При этом Комиссией установлено, что срок оплаты Заказчиком поставленного товара, установленный в проекте государственного контракта Извещения, не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ЦентрЭнергоПроект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, частей 5, 8, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 02.08.2022 N 28/06/105-2477/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 августа 2022 г. N 28/06/105-2477/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2022