25.03.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Мегаполис" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НО "Нижегородстройзаказчик" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ГКУ НО "Нижегородстройзаказчик" (далее - Заказчик), ГКУ НО "ЦРЗ НО" (далее - Уполномоченный орган), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и комплекса работ по строительству объекта: Поликлиника детская на 300 посещений в смену в г. Городец (ГБУЗ НО "Городецкая центральная районная больница") (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0832200006624000128) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 21.03.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.03.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.02.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 400 077 620 руб.;
4) источник финансирования - областной бюджет Нижегородской области, КБК - 1310902021N9А3651414, 1310902021N953651414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.03.2024;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 13.03.2024;
8) ценовые предложения подавали 4 участников закупки;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано АО "Специализированный застройщик Нижегородской области "Дирекция по строительству" с минимальным предложением о цене контракта в размере 398 077 231,89 руб.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В силу пункта 8 части 12 части 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Кроме того, информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно Извещению Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 (далее - Дополнительное требование).
Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2024 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Извещения по следующему основанию: "выявлена недостоверная информация, содержащаяся в заявке на участие в закупке. В соответствии с договором от 27.02.2022 г. N А-03/2020 генеральным подрядчиком на выполнение комплекса работ по строительству объекта "Жилой дом N15 в Жилой застройке в продолжении ул. Академическая, д. Афонино, Нижегородской области является ООО "Стандарт" (ИНН 5260426216)".
На заседании Комиссии установлено, что в качестве подтверждения соответствия Дополнительному требованию Заявителем представлен договор от 18.04.2019 N 5-15-2019, заключенный между ООО "Специализированный застройщик "СМУ-2" и Заявителем, предметом которого является: "выполнение работ по строительству жилого дома N 15 (по генплану) в "Жилой застройке в продолжении ул. Академическая, д. Афоинино", расположенный по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, Кстовский район" (далее - Договор).
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в качестве подтверждения соответствия Дополнительному требованию Заявителем представлены недостоверные сведения в отношении Договора.
Так, представителем Заказчика на заседании Комиссии представлен договор от 27.02.2022 N А-03/2020, заключенный между ООО "Специализированный застройщик "СМУ-2" и ООО "Стандарт", предметом которого является: "выполнение работ по строительству жилого дома N 15 (по генплану) в "Жилой застройке в продолжении ул. Академическая, д. Афоинино", расположенный по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, Кстовский район".
При этом Заявителем на заседании Комиссии представлено письмо ООО "Специализированный застройщик "СМУ-2", направленное в адрес Заявителя, согласно которому ООО "Специализированный застройщик "СМУ-2" не привлекало ООО "Стандарт" для выполнения работ по строительству объекта, а также не заключало договор, в том числе от 27.02.2022 N А-03/2020.
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что представленные Заявителем в качестве подтверждения соответствия Дополнительному требованию сведения, являются недостоверными.
Кроме того, согласно Протоколу подведения итогов заявка участника закупки с идентификационным номером "1" (далее - Участник) признана не соответствующей требованиям Извещения по следующему основанию: "в настоящее время суммарная стоимость исполняемых контрактов составляет 1324217501,71 руб. Суммарная стоимость цен предложений по результатам конкурентных процедур составляет 1 682 569 752 руб., что превышает предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, который установлен 3 уровнем ответственности для члена саморегулируемой организации и не должен превышать 3 млрд. рублей".
Согласно Извещению Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком суммированы ценовые предложения Участника по процедурам со следующими номерами извещений: 0832200006624000128, 0832200006624000129, 0832200006624000150.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно частям 5 и 7 статьи 55.ГрК РФ член саморегулируемой организации обязан самостоятельно, либо при получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Таким образом, при рассмотрении заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок руководствуется сведениями о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, размещенными в реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Кроме того, саморегулируемая организация самостоятельно отслеживает в установленном законодательством порядке соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решения о признании заявок Заявителя и Участника не соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Пунктом 6-1.4.3 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) установлено, что подрядчик вправе досрочно исполнить обязательства по контракту только по письменному согласованию с Заказчиком.
Также пунктом 7.1.41 Проекта контракта установлено, что подрядчик обязан расходовать средства, предусмотренные на непредвиденные работы и затраты, только по письменному согласованию с Заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные требования Заказчика являются неправомерными, поскольку установление указанных требований ставит поставщика в зависимость от волеизъявления Заказчика, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе и может привести к невозможности исполнения подрядчиком контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мегаполис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 25.03.2024 по делу N 28/06/105-807/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 марта 2024 г. N 28/06/105-807/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2024 г.