Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Евстратова, А.С. Вишнякова, возбужденное в целях контроля за исполнением предписания Ростовского УФАС России, выданного в соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), ГБУ РО "Психиатрическая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0358200036223001362 "Приобретение продуктов питания (Рыба) для нужд Аксайского филиала ГБУ РО "ПБ" в 2024 году" (далее - аукцион) посредством видеоконференц-связи при личном участии представителя Заказчика - Рябцева М.Ф. (доверенность от 23.11.2023 Nб/н),
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России назначено проведение внеплановой проверки действий заказчика по исполнению предписания от 24.11.2023 по делу N061/06/42-4249/2023 (далее - предписание), выданного по результатам рассмотрения жалобы ИП Лукиной Г.И. на действия ГБУ РО "Психиатрическая больница" при проведении закупки. 2023-24619 В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона, проведена внеплановая проверка закупки, в ходе которой установлено следующее: 27.10.2023 на официальном сайте Единой информационной системы Заказчик разместил извещение о проведении аукциона. 06.12.2023 внесены изменения в извещение, согласно которым:
- Срок окончания подачи заявок - 14.12.2023 09:00 (МСК).
- Начальная (максимальная) цена контракта - 2 219 787,86 руб.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч.23 ст.99 Закона предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей. По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы Ростовским УФАС России принято решение от 24.11.2023 по делу N061/06/42-4249/2023 о признании Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 49, ч. 6 ст. 96 Закона и выдано предписание от 24.11.2023, согласно которому заказчику, аукционной комиссии заказчика надлежало в срок до 22.12.2023:
- отменить все сформированные протоколы;
- привести извещение в соответствии с требованиями Закона и решения Ростовского УФАС России от 24.11.2023 по делу N061/06/42-4249/2023;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с ч.4 ст.42 Закона - об исполнении предписания в срок до 25.12.2023 сообщить в Ростовское УФАС России. По состоянию на 22.12.2023 и на момент проведения настоящей проверки, заказчиком предписание не исполнено.
В соответствии с Решением Ростовского УФАС России от 24.11.2023 по делу N061/06/42- 4249/2023: В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к 2023-24619 машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение приведенной норм Закона Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание т овара, работы, услуги в соответствии с требованиями с татьи 33 Федерального закона . При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур х арактеристики объекта закупки, предусмотренные п унктом 1 части 1 с татьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в оп ределении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч астью 1 статьи 42 , пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденные указанным постановлением, дополнить пунктами 31 и 32.
В соответствии с п.п. "б" п.11 Постановления N 1946:
31. при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без 2023-22064 3 2023-24619 размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Изменения, внесенные Постановлением N 1946, применяются к закупкам, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены (направлены) с 01.10.2023.
Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944, Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности: формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения); документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения). При осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023:
- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом пункта 3 Положения;
- описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС. Вместе с тем, описание объекта закупки, определенное Заказчиком в извещении, полностью не дублирует описание объекта закупки, являющееся приложением к извещению о проведении аукциона, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 42 Закона.
Также к числу показателей при описании объекта закупки относится и требование, установленное п.4 ч.1 ст.33 Закона, согласно которому требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному сроку обслуживания товара устанавливаются заказчиком при необходимости.
На основании п.п.
а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки. Заказчиком в описании объекта закупки изложено, в том числе, следующее требование к товару - "Остаточный срок годности на момент поставки не менее 6 месяцев".
Таким образом, участнику закупки при формировании заявки, с учетом положений извещения, необходимо конкретизировать значение вышеуказанного требования. Показателями, позволяющими определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги, могут быть исключительно показатели, установленные в документации в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона, в связи с чем показатели и (или) значения гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества, гарантийного обслуживания товара не могут являться показателями, по которым заказчик, комиссия по осуществлению закупок, определяют соответствие закупаемых товаров, работы, услуги своим потребностям. Вышеуказанное применимо также в отношении срока годности, остаточного срока годности товара, поскольку такие сроки обеспечивают гарантию качества в срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. 2023-24619 Следовательно, заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке обязательное требование об указании в составе заявок на участие в закупках показателей и (или) значений гарантийного срока товара и (или) объема предоставления гарантий их качества (в том числе срока годности, остаточного срока годности товара), гарантийного обслуживания товара. Изложенная позиция поддержана правоприменительной практикой (п.2 "Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов для государственного и муниципальных нужд (июнь 2018 года)" (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России).
Таким образом, не подлежит обязательному указанию участниками аукциона в своих заявках информация о сроке годности товара. Участник закупки, подавая заявку, соглашается с требованиями в отношении срока годности товара на момент поставки, который указан в извещении о проведении закупки. При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.2 ст.42 Закона. Кроме того, согласно описанию объекту закупки, изложенному в структурированной форме извещения, Заказчиком установлены требования к приобретаемому товару. В частности, к минтаю установлены требования по характеристикам "сорт рыбы", "вид рыбы", "вид разделки". Аналогичные требования установлены к приобретаемой скумбрии, вместе с тем, данные характеристики отражены в столбце "наименование товара, работы, услуги", а столбцы "наименование характеристики", "значение характеристики", "единица измерения характеристики" не заполнены Заказчиком по данному товару, что лишает участников закупки возможности указать конкретные значения показателей предлагаемого товара. Данные действия Заказчика не соответствуют ч. 2 ст. 42 Закона.
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона, в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. Так, проектом контракта определено следующее: "8.1.
Обеспечение исполнения настоящего Контракта установлено в размере 10% от цены контракта (цены лота) - руб. ( ). (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).". С учетом того, что в настоящем случае закупка осуществляется не для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, установление размера обеспечения исполнения контракта от цены контракта является нарушением ч. 6 ст. 96 Закона. В действующей редакции характеристики к скумбрии не установлены в структурированной форме извещения о проведении закупки, размер обеспечения исполнения контракта и требование об указании в составе заявки остаточного срока годности товара не приведены в соответствие с требованиями Закона.
Таким образом, Заказчиком предписание не исполнено, что является нарушением требований ч. 22 ст. 99 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика нарушившим ч.22 ст.99 Закона.
2. Выдать предписание о продлении срока исполнения ранее выданного предписания до 26.01.2024. 2023-24619 3. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.А. Благодарев Члены комиссии: С.А. Евстратова А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2023-24619
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 ноября 2023 г. N 61/06/42-4249/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2023