Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 11.04.2024)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 5 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" по направлению "Туризм", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г. N 99-р.
Целью законопроекта является обеспечение возможности предоставление коллективными средствами размещения, предоставляющими гостиничные услуги, потребителю невозвратного тарифа наравне с возвратным.
Законопроект предоставляет возможность средствам размещения при оказании гостиничных услуг устанавливать не только возвратный тариф, наличие которого является обязательным, так и невозвратный тариф, предусматривающий удержание оплаченной за гостиничные услуги сумму в случае отказа от договора гостиничных услуг. Так, после вступления закона в силу настоящего закона, потребитель сможет выбрать невозвратный тариф и сэкономить на размещении, или выбрать возвратный тариф и обезопасить себя в случае отмены поездки. Виды тарифов, условия их применения, а также условия возврата средств заказчику (туристу) оплаченных за гостиничные услуги, включая также случаи, при которых предусматривается возврат средств за гостиничные услуги, приобретённые по невозвратному тарифу, будут установлены Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утверждённых Правительством Российской Федерации. С этой целью Минэкономразвития России переработает пункт 16 раздела III Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 и внесёт в него соответствующие изменения.
В качестве основных условий введения невозвратных тарифов предлагается предусмотреть запрет для гостиниц на установление исключительно невозвратных тарифов, таким образом потребитель всегда будет иметь право выбора тарифа.
Ожидается, что принятие законопроекта увеличит доступность проживания для гостей благодаря возможности бронирования по более низким ценам, а гостиницам позволит более эффективно планировать свою деятельность и снизить издержки.
В настоящее время отсутствует правовое регулирование применения невозвратных тарифов при предоставлении гостиничных услуг коллективными средствами размещения на территории Российской Федерации.
Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее - Правила предоставления гостиничных услуг), предусматривается взимание платы за фактический простой номера, но не более, чем стоимость за первые сутки проживания. При этом, гостиница зачастую не имеет возможности реализовать незанятый номер, что влечёт существенные убытки для отрасли с невысокой рентабельностью активов.
Доля постоянных расходов в рамках осуществления деятельности по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения составляет у различных видов гостиниц от 65 до 90 %, не зависит от того заехал ли постоялец в номер или нет. При этом, переменные расходы, которые средство размещения несет лишь в случае фактического оказания услуг составляют лишь от 10 до 25 % в зависимости от типа средства размещения.
Согласно данным, предоставленным турагрегатором Островок.ру, в среднем по 2023 году количество бронирований, отмененных в период от дня заезда до 1 дня до предполагаемой даты заезда составляет 3,6% от общего объема бронирования, в период от 2 до 4 дней - еще 3% и в период от 4 до 7 дней - еще 3%. Общее количество отмененных бронирований в гостиницах менее, чем за неделю до предполагаемой даты заезда составляет 9,6%.
Доля отмен | ||||
месяц |
0 - 7 дней % |
0 - 1 день % |
2-3 дня % |
4-7 дней % |
2023-01-01 |
9,0 |
3,3 |
2,9 |
2,7 |
2023-02-01 |
9,7 |
3,4 |
3,1 |
3,1 |
2023-03-01 |
8,9 |
3,2 |
2,8 |
2,9 |
2023-04-01 |
9,7 |
3,4 |
3,1 |
3,2 |
2023-05-01 |
9,6 |
3,5 |
3,0 |
3,1 |
2023-06-01 |
10,6 |
3,9 |
3,3 |
3,4 |
2023-07-01 |
10,6 |
3,9 |
3,4 |
3,4 |
2023-08-01 |
10,4 |
4,2 |
3,2 |
3,0 |
2023-09-01 |
9,4 |
3,8 |
2,8 |
2,8 |
2023-10-01 |
9,1 |
3,5 |
2,9 |
2,7 |
2023-11-01 |
6,0 |
2,7 |
1,8 |
1,5 |
Всего 2023 |
9,7 |
3,6 |
3,0 |
3,0 |
Фактически каждый 10-й номер отменяется потребителем, и каждый 4-й из этих 10 номеров не может быть реализован в связи со срочностью произведенной потребителем отмены, что составляет 4 % потерь от выручки.
Таким образом, гостиница, рентабельность активов которой составляет - 0,2%, а средний годовой доход - 24,2 млн руб., по официальным данным Росстата недополучает до 1 млн руб. (960 тыс. руб.) в год.
Учитывая, что в едином перечне классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей состоит более 20 тысяч гостиниц и иных средств размещения. Недополученная прибыль гостиничной отрасли в целом от отказов потребителей от бронирования номеров за 1 календарный год составляют более 20 млрд руб.
При этом, потери доходных поступлений бюджета от одного только налога на прибыль организаций могут составлять до 4 млрд. руб.
Введение невозвратного тарифа создаст ситуацию, когда потребитель сможет приобретать гостиничные услуги с существенной скидкой (от 10 до 30%), а гостиница сможет компенсировать свои расходы за счет условия о невозврате потребителю сумм, уплаченных за оказание услуг.
Невозвратные тарифы успешно применяются в авиационных и железнодорожных перевозках, позволяя пассажирам экономить на заранее планируемых путешествиях. Практика применения невозвратных тарифов при оказании гостиничных услуг широко распространена за рубежом и прошла успешную апробацию, в том числе отечественными потребителями.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует расходов из федерального бюджета.
Проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Планируемые сроки рассмотрения и принятия (одобрения, подписания) законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации:
октябрь 2024 г. - рассмотрение и принятие (одобрение) законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в первом чтении;
ноябрь 2024 г. - рассмотрение и принятие (одобрение) законопроекта (федерального закона) Государственной Думой во втором и третьем чтениях;
январь 2025 г. - рассмотрение и одобрение Федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
февраль 2025 г. - подписание Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.