Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей от 19 мая 2022 г. N 3.6-5/29
по проекту федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают),
внесенному депутатами Государственной Думы Е.П. Стенякиной, Д.Ф. Вяткиным, С.И. Неверовым, Т.В. Буцкой, Е.В. Марковым, Я.Е. Ниловым, Я.В. Лантратовой, С.М. Мироновым, Н.А. Останиной, А.А. Аникеевым, А.Ю. Кузнецовой, А.П. Метелевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18.04.2022 года (выписка из протокола N 36, пункт 101) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (ответственный) рассмотрел проект федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают), внесенный депутатами Государственной Думы Е.П. Стенякиной, Д.Ф. Вяткиным, С.И. Неверовым, Т.В. Буцкой, Е.В. Марковым, Я.Е. Ниловым, Я.В. Лантратовой, С.М. Мироновым, Н.А. Останиной, А.А. Аникеевым, А.Ю. Кузнецовой, А.П. Метелевым.
1. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации") и статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Согласно предложенным изменениям местом жительства лица, имеющего право на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признан муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, на территории которого находилось последнее место жительства, по которому такой гражданин был зарегистрирован до достижения возраста 18 лет либо до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Постановка на регистрационный учет по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями в установленном законом порядке, будет осуществляться по адресу местной администрации муниципального образования на основании заявления такого лица и паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность данного гражданина.
Для упрощения процедуры регистрации предлагается закрепить правило, согласно которому орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает сведения о включении гражданина в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом регистрация по месту жительства будет осуществляться не позднее 8 рабочих дней со дня подачи заявления. Если гражданин самостоятельно представит документ, подтверждающий сведения о включении его в соответствующий список, то регистрация должна будет осуществлена не позднее 3 дней со дня подачи документов.
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность подачи в орган регистрационного учета заявления и иных необходимых документов в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает законопроект и отмечает следующее.
По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) по состоянию на март 2022 года численность детей-сирот и лиц из их числа от 14 лет и старше, включенных в список на получение жилого помещения, составляет 305 245 человек. Численность детей-сирот и лиц из их числа в возрасте от 18 лет и старше, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составила 219 627 человек (из них 126 880 человек - сироты от 18 до 23 лет, 92 747 человек - сироты, достигшие возраста 23 лет).
Проблема обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной для большинства регионов Российской Федерации.
Согласно положениям части 2 статьи 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем наличие регистрации по месту жительства или по месту пребывания в определенном субъекте Российской Федерации зачастую является обязательным условием получения тех или иных мер социальной помощи, предоставляемых за счет бюджета данного субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в отдельных случаях установлена и прямая зависимость реализации прав и свобод человека и гражданина от наличия регистрации по месту жительства. Так, например, согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 14.04.1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" гражданин не может быть принят на работу в ведомственную охрану в случае отсутствия регистрации по месту жительства.
Изменения, которые предлагаются авторами законопроекта, позволят предотвратить наступление негативных последствий, вызванных отсутствием регистрации по месту жительства у лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают.
Также необходимо обратить внимание на то, что действующее законодательство в отдельных случаях уже допускает возможность регистрации не по фактическому месту жительства, а по адресу местной администрации муниципального образования или адресу воинской части.
Так, согласно положениям статьи 6.1. Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) указанного муниципального образования с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Похожая юридическая конструкция содержится в пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Таким образом, изменения, содержащиеся в законопроекте, являются актуальными, не противоречат действующему законодательству и направлены на защиту прав и законных интересов одной из наиболее уязвленной категории российских граждан - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают) в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.