Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 140670-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц" в части введения социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения"
Законопроектом предлагается ввести новое понятие - социальная доплата к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения - которая представляет собой предоставление работающему гражданину денежной суммы к доходам, определенным в соответствии со статьей 210 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту жительства гражданина или по месту его пребывания.
Социальная доплата к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения выплачивается исключительно в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и являются налогоплательщиками в соответствии с Главой 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (налог на доходы физических лиц).
Предложенная законопроектом конструкция предполагает аналог ставки 0% по НДФЛ для работающих граждан, чей доход, определенный в соответствии со статьей 210 части второй НК РФ после вычета НДФЛ не превышает величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
На сегодняшний день работающие граждане, являющиеся плательщиками НДФЛ, чей доход не выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, уплачивают НДФЛ в общем порядке. Законопроектом предусматривается, что для того, чтобы чистый доход граждан, которые они получают на руки, составлял не меньше величины прожиточного минимума, такой гражданин должен подать заявку на социальную доплату к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения. Государство выплачивает гражданину такую сумму, чтобы довести его доход до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, и одновременно не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.
Именно в этом случае можно говорить о том, что государство фактически возвращает сумму уплаченного НДФЛ для всех работающих граждан, у кого доходы ниже прожиточного минимума, доводя сумму дохода как раз до прожиточного минимума трудоспособного населения.
Порядок обращения гражданина за социальной доплатой к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения определяется Правительством РФ. Правила обращения за федеральной социальной доплатой к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения осуществляется в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.
Даже поверхностный взгляд на статистическую отчетность о доходах населения свидетельствует о том, что бедность в стране растет, и бедные все дальше и дальше остаются позади. Расслоение между бедными и богатыми продолжает расти за последние 20 лет.
Прожиточный минимум, являясь ориентиром оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, представляет собой минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения жизни человека, а также является отправным пунктом для установления минимального размера оплаты труда, т.к. МРОТ, в соответствии со статьёй 133 Трудового кодекса РФ, не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума после минимальной за последние 10 лет численности в 15,4 млн. человек, с 2013 года продолжает увеличиваться. Если прожиточный минимум мы рассматриваем как абсолютную бедность, то люди с доходами ниже прожиточного минимума - это абсолютные нищие, численность которых с 2013 года растет и достигла 20,3 млн. человек в 2016 году. В 2019 году таких человек было 18,1 млн. человек, в 2020 - 19,6 млн. человек.
Это говорит о том, что проблема бедности является хронической, в том числе для работающего населения.
Социально-экономическая модель системы доходов и потребления должна обеспечивать возможность накопления гражданами при тратах домашних хозяйств на уровне приемлемого социального стандарта потребления.
Для повышения реальных доходов наименее обеспеченных граждан и повышения их покупательной способности, необходим опережающий рост их доходов по сравнению с ростом тарифов и доходами богатейших людей.
Стимулировать рост доходов наименее обеспеченных граждан можно неналоговыми мерами, предоставляя социальные доплаты в случае, если ежемесячные доходы после вычета НДФЛ не превышают уровень прожиточного минимума для трудоспособного населения, что предлагается настоящим законопроектом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц" в части введения социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения"
Законопроектом предлагается ввести социальную доплату к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения, которая представляет собой предоставление работающему гражданину денежной суммы к доходам, определенным в соответствии со статьей 210 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту жительства гражданина или по месту его пребывания.
Предложенная законопроектом конструкция предполагает аналог ставки 0% по НДФЛ для работающих граждан, чей доход, определенный в соответствии со статей 210 части второй НК РФ не превышает величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Численность работников, получающих заработную плату ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного населения (12 702 рубля в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2406) (не более 776 тысяч человек) и получающих заработную плату не более чем на 13 процентов выше уровня прожиточного минимума трудоспособного населения (не более 466 тысячи человек) составляет не более 1 миллиона 242 тысяч человек.
Объем дополнительных бюджетных ассигнований при этом составит ориентировочно 24 606 504 000 рублей ежегодно.
Источником финансирования указанных социальных доплат будут средства, полученные вследствие принятия Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц", вносимого "в пакете" с настоящим проектом федерального закона.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц" в части введения социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения"
Принятие настоящего проекта федерального закона потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития, Федеральной налоговой службы в части установления правил и порядка обращения гражданина за социальной доплатой к доходам работающего в течение полного рабочего дня трудоспособного населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.