Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 28 плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов, утвержденного Правительством Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 4806п-П13.
Законопроектом предусматривается установление равного доступа заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, а также установление сроков и объема размещаемой информации на сайте torgi.gov.ru, срока принятия концедентом решений в части проведения конкурсных процедур в случае наличия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионных соглашений на условиях, предложенных потенциальным инвестором, от иных лиц.
Также законопроектом устанавливается обязательный размер задатка для лиц, направивших заявки о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта ЖКХ. Таким образом, уполномоченный орган может установить своеобразный "фильтр" по отбору финансово стабильных и квалифицированных участников рынка, которые смогут надлежащим образом и в установленные сроки исполнить концессионное соглашение.
Так устанавливаются базовые требования, подтверждающие квалификацию потенциального концессионера в качестве инвестора и оператора коммунальной инфраструктуры, которые включают опыт эксплуатации соответствующих объектов и систем в зависимости от численности населения, которое будет обслуживаться концессионером в рамках исполнения концессионного соглашения.
Кроме того, устанавливается новая норма, которая позволит ограничить участие недобросовестных лиц в подготовке и (или) конкурсной процедуре на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ, а именно при отзыве заявки до принятия решения уполномоченным органом участника конкурса победителем конкурса или отказа или уклонения победителя конкурса от подписания концессионного соглашения в соответствии с частью 2 статьи 36 Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" задаток остается у концедента.
Законопроектом устанавливается срок размещения уполномоченным органом конкурсной документации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": в течение 15 рабочих дней (примерно тридцать календарных дней), в случае если в отношении объекта концессионного соглашения имеется отчет о техническом обследовании, соответствующий требованиям действующего законодательства, а также сокращен срок, отведенный для сбора заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ, установлен срок и объем размещаемой информации на сайте torgi.gov.ru.
Законопроектом предлагается установить срок для размещения информации о поступившей в тридцатидневный срок заявке о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества, в состав которого входят объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем на сайте torgi.gov.ru с приложением документов, подтверждающих соответствие лица, направившего заявку о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" к концессионеру.
Таким образом, представленные изменения являются достаточными для установления равного доступа заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, а также установления сроков и объема размещаемой информации на сайте torgi.gov.ru, сроков принятия концедентом решений в части проведения конкурсных процедур в случае наличия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионных соглашений на условиях, предложенных потенциальным инвестором, и от иных лиц, что, в свою очередь, способствует развитию конкурентного рынка в сферах теплоснабжения и водоснабжения.
Законопроект направлен на совершенствование порядка проведения конкурсных процедур и передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения надежному концессионеру, способному обеспечить качественное и бесперебойное предоставление гражданам жизнеобеспечивающих услуг, и будет способствовать увеличению концессионных соглашений и, соответственно, обновлению основных фондов коммунальной инфраструктуры.
В целях ускорения процесса осуществления государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, включенное в состав объекта концессионного соглашения, законопроектом предоставляется возможность участия концедента в софинансировании расходов концессионера, связанных с осуществлением государственной регистрации такого имущества, что позволит также снизить тарифную нагрузку на потребителей в этой части.
Также законопроектом предусматривается установить запрет на участие в качестве концессионера в концессионном соглашении государственных или муниципальных унитарных предприятий или бюджетных учреждений в случае, если хотя бы один из учредителей такого предприятия или учреждения является концедентом.
Кроме того, законопроектом предполагается внесение изменений в Федеральный закон 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления запрета на неоднократную и последовательную передачу хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры без проведения торгов, если такая передача приводит или может привести к ограничению конкуренции в целях установление прозрачного механизма передачи хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры при наличии технологической связи между объектами коммунальной инфраструктуры.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, позволил сделать вывод, что предлагаемое регулирование в Российской Федерации в части предлагаемых законопроектом изменений вводится впервые.
Предлагаемые законопроектом изменения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Также законопроект не содержит социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или последствий для федерального бюджета.
Кроме того, в представленном законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" потребует внесение изменений в Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, и Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, в части, касающейся учета в тарифах затрат, связанных с уплатой гаранту вознаграждения за выдачу банковской гарантии, предоставленной регулируемой организацией как концессионером в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению, а также расходы регулируемой организации как концессионера на возмещение гаранту суммы, уплаченной гарантом концеденту в соответствии с условиями банковской гарантии в части размера денежных средств, относящихся к обеспечению исполнения обязательств концессионера по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество.
Ответственный исполнитель - ФАС России.
Срок внесения в Правительство Российской Федерации - в течении 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.