Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях приведения отдельных положений законодательства Российской Федерации в соответствие с проектом федерального закона N 127391-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", предусматривающим создание нового Фонда пенсионного и социального страхования (далее - Фонд), путем объединения Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС), а также с проектами федеральных законов N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - проект N 127004-8) и N 126988-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - проект N 126988-8), направленными на создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления и уплаты страховых взносов.
В связи с этим предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ); Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Так, проектами N 127004-8 и N 126988-8 предлагается изменение системы исчисления и уплаты страховых взносов путем:
1) установления единого круга застрахованных лиц и единой предельной облагаемой базы для исчисления страховых взносов, а также единого тарифа сверх установленного предела во все государственные внебюджетные фонды;
2) установления единого совокупного тарифа для основной категории плательщиков страховых взносов в размере 30% в пределах базы для начисления страховых взносов и 15,1% сверх базы;
3) установления для плательщиков, не производящих выплаты иным лицам, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в совокупном фиксированном размере (45 842 руб. за расчетный период 2023 года) в случае, если величина дохода не превышает 300 000 руб., и дополнительно 1,0% от суммы доходов плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчётный период, на обязательное пенсионное страхование (не более 257 061 руб. за расчетный период 2023 года);
4) объединения всех льготных категорий плательщиков в три группы, для которых устанавливается пониженный совокупный тариф страховых взносов в размере:
15% с выплат, превышающих MPOT (бессрочно) - для субъектов малого и среднего предпринимательства, участников проекта "Сколково" и др.;
7,6% (бессрочно) - для резидентов ТОЭСР и особых экономических зон других территорий, ИТ-организаций, российских организаций, производящих анимационную продукцию, и др.; 7,6% (до 2024 года включительно) - для благотворительных и социально ориентированных некоммерческих организаций;
0% (до 2027 года включительно) - для организаций, производящих выплаты членам экипажей судов, и др.
5) распределения страховых взносов, уплаченных всеми плательщиками страховых взносов, включая льготные категории, по следующим нормативам:
в создаваемый Фонд: на обязательное пенсионное страхование - 72,8%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 8,9%;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 18,3%.
В связи с изложенным, в целях унификации базы для исчисления страховых взносов законопроектом предлагается установить идентичный определенному в проекте N 127004-8 круг лиц, подлежащих всем видам обязательного социального страхования, перечень льготных категорий плательщиков страховых взносов, объединенных в три группы, с установлением единых пониженных тарифов страховых взносов, а также предусмотреть включение в базу для исчисления страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования:
1) выплаты в пользу лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, которые в настоящее время не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
2) выплаты в пользу постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, а также временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, которые в настоящее время не облагаются страховыми взносами на обязательное медицинское страхование;
3) выплаты в пользу студентов за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым или гражданско-правовым договорам, которые в настоящее время не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, в Федеральный закон N 167-ФЗ и Федеральный закон N 27-ФЗ вводятся новые основные понятия (дефиниции) - доля единого тарифа, доля совокупного фиксированного размера, доля единого пониженного тарифа, а также с 1 января 2023 года устанавливаются доли единого тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии, на финансирование накопительной пенсии, индивидуальная и солидарная части тарифа страховых взносов, рассчитанные от доли единого тарифа, а также учет на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сумм страховых взносов, соответствующих доле единого тарифа страховых взносов.
Также, в связи с созданием Фонда предлагается ввести для страхователей единую форму отчетности, представляемую в Фонд, в которую кроме сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, сведений о страховом стаже застрахованных лиц и других форм отчетов, представляемых ранее в ПФР, будет включаться отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая в настоящее время ежеквартально представляется страхователями в ФСС.
Одновременно с этим законопроектом предусматривается исключение обязанности страхователей выдавать увольняющемуся работнику справку о сумме заработка, на который были начислены взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за два календарных года, предшествующие году прекращения работы (или году обращения), которую в соответствии с действующим законодательством страхователи обязаны выдавать в день прекращения работы или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления, поскольку сведения о заработке застрахованного лица, необходимые для начисления пособий, будут содержаться в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
В целом поддерживая законопроект и идею о введении универсальной системы исчисления и уплаты страховых взносов, об унификации базы исчисления страховых взносов, необходимо отметить следующее.
Существующая система индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сообразно своим функциям и целевому назначению базируется, прежде всего, на специальном для страхового пенсионного обеспечения Федеральном законе N 167-ФЗ, который устанавливает основные понятия и принципы осуществления обязательного пенсионного страхования, субъекты и участников таких отношений.
Вносимые рассматриваемым законопроектом в Федеральный закон N 27-ФЗ изменения, в части наименования Федерального закона N 27-ФЗ, в совокупности с изменениями понятийного аппарата, употребляемого в данном Федеральном законе, предполагают расширение его функционала и целей назначения действующей системы индивидуального (персонифицированного) учета, что приведет к концептуальным изменениям базовых основ и структуры всей системы обязательного социального страхования, необходимость которых требует дополнительного обоснования.
Кроме того, законопроект не предполагает расширения перечня персональных данных застрахованного лица, которые будут содержаться в его индивидуальном лицевом счете, а вносимые ранее в Федеральный закон N 27-ФЗ изменения в целях использования его для учета сведений о трудовой деятельности, а также предоставления государственных и муниципальных услуг, не повлекли изменения наименования указанного Федерального закона.
Одновременно с этим отдельные проектируемые нормы законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении и обосновании.
В частности, введение правового инструмента "доля единого тарифа страхового взноса" существенно усложняет понимание процесса распределения страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсии, на солидарную и индивидуальную часть тарифа страховых взносов, что может повлечь правовую неопределенность и неясность для застрахованных лиц в части того, как будет осуществляться учет их пенсионных прав на индивидуальных лицевых счетах.
Вводимое законопроектом регулирование, предусматривающее исключение обязанности страхователей выдавать увольняющемуся застрахованному лицу - работнику справку о сумме заработка, влечет риск нарушения прав застрахованных лиц, поскольку не все застрахованные лица имеют доступ и могут пользоваться системой индивидуального персонифицированного учета.
Одновременно с этим, полагаем, что ряд положений законопроекта должны быть приведены в соответствие с нормами Трудового кодекса (далее - ТК РФ).
В частности, отнесение к числу страхователей индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, осуществляющих прием на работу, в том числе по трудовому договору, а также заключающих договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, будет противоречить ТК РФ, поскольку прием на работу не по трудовому договору (заключенному в письменной форме либо возникшему при фактическом допущении к работе) представляется невозможным без нарушения трудового законодательства.
Пунктом 8 проектируемой статьи 11 отельные категории страхователей, определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, должны будут представлять в органы Фонда сведения о размере выплат, входящих в состав заработной платы. Представляется целесообразным содержащийся в данной проектируемой норме перечень выплат привести в соответствие с положениями части первой статьи 129 ТК РФ.
Одновременно с этим полагаем необходимым привести терминологию, содержащуюся в пункте 9 проектируемой статьи 11 в соответствие с терминологией статьи 22.1 ТК РФ, посвященной электронному документообороту в сфере трудовых отношений.
Комитет Государственный Думы по охране здоровья (соисполнитель) поддерживает концепцию проекта федерального закона при условии учета изложенных в его заключении замечаний.
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями юридического и юридико-технического характера.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеет.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию законопроекта с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.