Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (об установлении единого тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Положения рассматриваемого проекта федерального закона направлены на совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и снижение административной нагрузки для плательщиков страховых взносов путем оптимизации тарифов страховых взносов. Целью законопроекта, как указано в пояснительной записке к нему, является создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления и уплаты страховых взносов, предусматривающих установление единого круга застрахованных лиц и единой предельной и облагаемой базы во все государственные внебюджетные фонды.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приводятся в соответствие с проектом федерального закона N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", предусматривающим проведение реформы государственных внебюджетных фондов, направленной на создание с 1 января 2023 года единого Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на базе объединения Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В настоящее время статьей 425 Кодекса установлены тарифы на обязательное пенсионное страхование в размере 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10,0% свыше предельной величины такой базы; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9%; на обязательное медицинское страхование - 5,1%.
Законопроектом предлагается установить для основной категории плательщиков единый тариф страховых взносов в размере 30,0% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 15,1% сверх указанной предельной величины базы.
Единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов на 2023 год предлагается определять путем индексации предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. А с 1 января 2024 года единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов предлагается ежегодно индексировать с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.
Льготные категории плательщиков страховых взносов, предусмотренные пунктом 1 статьи 427 Кодекса, предлагается объединить в три группы.
Так, для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, а также для плательщиков, получивших статус участников специального административного района на территориях Калининградской области и Приморского края, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, на период 2023 - 2027 годов устанавливается единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0%.
Для применяющих упрощенную систему налогообложения социально ориентированных некоммерческих организаций и для благотворительных организаций на период 2023 - 2024 годов устанавливается единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 0,0% сверх указанной величины базы. Аналогичный единый пониженный тариф страховых взносов, но на бессрочный период, устанавливается для организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий; организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции; организаций, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции; организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов; а также для резидентов территорий опережающего социально-опережающего развития, свободного порта Владивосток, Особой экономической зоны в Калининградской области, для участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15,0% в отношении части выплат, превышающей минимальный размер оплаты труда, на бессрочный период предлагается установить для плательщиков, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, а также для указанной категории плательщиков, основным видом деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность которых превышает 250 человек; для участников проекта "Сколково" и участников проекта инновационных научно-технологических центров.
Кроме того, из перечня сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, исключаются суммы выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации; любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); а также выплаты в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам (в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование). Такая мера связана с изменениями, вносимыми в федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования проектом федерального закона N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части расширения круга застрахованных лиц.
Вместе с тем, вопрос о включении в базу для исчисления страховых взносов выплат в пользу студентов за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах, по мнению Комитета, требует дополнительной проработки.
Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за расчетный период 2023 года законопроектом устанавливается совокупный фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей - 45 842 рублей.
Если величина дохода таких плательщиков за расчетный период превышает 300 000 рублей, дополнительно к указанной сумме страховых взносов предусматривается уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, но не более 257 061 рубля за расчетный период 2023 года.
Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон от 25.02.2022 N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" в части установления с 1 января 2023 года единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 0,0% для налогоплательщиков, применяющих указанный специальный налоговый режим.
Рассматриваемым законопроектом также предлагается сократить срок представления расчета по страховым взносам с 30-го на 20-е число месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, и изменить срок уплаты страховых взносов с 15-го на 25-е число. Указанные сроки следует привести в соответствие с едиными сроками представления отчетности и уплаты налогов и сборов, предусмотренных проектом федерального закона N 46702-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Что касается установления обязанности ежемесячного представления работодателями данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц в налоговые органы, то, по мнению Комитета, данная норма нуждается в дополнительном обсуждении, так как ее реализация может повлечь за собой нивелирование положительного эффекта от снижения административной нагрузки на плательщиков за счет сокращения показателей в отчетности и уменьшения платежных документов.
В целом поддерживая рассматриваемую законодательную инициативу, Комитет считает необходимым отметить, что её реализация увеличит фискальную нагрузку на отдельных плательщиков страховых взносов в отраслях с высокой долей высокооплачиваемых работников. При этом представляется, что предлагаемый подход к исчислению страховых взносов будет способствовать совершенствованию процессов предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и позволит обеспечить социальные выплаты государства в большем объеме. Увеличатся максимальные размеры пособий, выплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с 2025 года), граждане, занятые по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, будут обеспечены пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вместе с тем, при подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет считает важным также проработать вопрос о предоставлении дополнительных мер поддержки тем плательщикам страховых взносов, положение которых может ухудшиться в результате принятия Федерального закона.
Следует также обратить внимание, что проектом федерального закона N 127389-8 предусмотрен срок вступления в силу Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" - с 1 января 2023 года, в связи с чем порядок вступления в силу Федерального закона, изложенный в статье 4 рассматриваемого законопроекта, требует уточнения.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений к рассматриваемому законопроекту не имеет.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.