Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья от 2 июня 2022 г. N 24/2
на проект федерального закона N 126988-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части установления нормативов зачисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23.05.2022 N 40/70 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел по вопросам своего ведения проект федерального закона N 126988-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части установления нормативов зачисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях приведения бюджетного законодательства Российской Федерации в соответствие с проектом федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект N 127004-8), а также проектом федерального закона N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и внесен в пакете с указанными проектами.
Целью законопроекта является установление в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) нормативов зачисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законопроектом N 127004-8 вводятся единые тарифы страховых взносов, предусматривается исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование единой суммой, которая будет распределяться Федеральным казначейством между бюджетами государственных внебюджетных фондов.
В связи с этим законопроектом предусмотрено распределение страховых взносов, уплаченных всеми плательщиками страховых взносов, включая льготные категории, по следующим нормативам:
в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхование 72,8%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 8,9%;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 18,3%.
Также законопроектом предусмотрено распределение страховых взносов в отношении выплат, получаемых прокурорами, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, судьями федеральных судов и мировыми судьями. Учитывая, что указанные лица не являются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию, для плательщиков, производящих выплаты в пользу указанных лиц, сохраняется действующий порядок уплаты страховых взносов.
Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в Бюджетном кодексе устанавливается следующий норматив распределения страховых взносов, уплачиваемых в совокупном фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование:
в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по нормативу 80,1078%;
в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - страховые взносы на обязательное медицинское страхование по нормативу 19,8922%.
В тех же пропорциях будут распределяться недоимки, пени и штрафы по указанным страховым взносам.
Для зачисления в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, сохраняется действующий порядок.
Кроме этого положения Бюджетного кодекса приводятся в соответствие с проектом федерального закона N 127389-8 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
С учетом проектируемых изменений в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования будут зачисляться следующие доходы (подпункт 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса):
налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 Бюджетного Кодекса;
доходы от уплаты налога на профессиональный доход - по нормативу 37%;
неналоговые доходы:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в виде доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, - по нормативу 18,3%, если иное не установлено настоящим подпунктом;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в виде доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере - по нормативу 19,8922%;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, с указанных выплат;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;
недоимки, пени и штрафы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;
недоимки, пени и штрафы по страховым взносам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, - по нормативу 18,3%, если иное не установлено настоящим подпунктом;
недоимки, пени по страховым взносам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемым отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, - по нормативу 19,8922%;
недоимки, пени, штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;прочие поступления.
Перечисленные положения начнут применяться к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, начиная с бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, пропорция распределения страховых взносов, уплаченных по единому тарифу, рассчитана исходя из подхода сохранения доходов каждого из государственных внебюджетных фондов от поступлений страховых взносов по соответствующему виду страхования и соответствует объему поступлений в каждый из фондов по действующим тарифам.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту N 127004-8 в 2023 году прогнозируемая общая сумма доходов от страховых взносов на обязательное медицинское страхование с учетом межбюджетного трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов увеличится с 1 781,7 млрд. рублей до 1 789,0 млрд. рублей (увеличение на 7,3 млрд. рублей).
С учетом изменений, проектируемых в законопроекте N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Комитет видит риски недостаточности средств обязательного медицинского страхования, начиная с 2023 года, с учетом увеличения численности застрахованных за счет временно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации иностранных граждан и постоянно или временно проживающих в Российской Федерации и осуществляющих трудовую деятельность иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 126988-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" и рекомендует принять его в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 2 июня 2022 года (протокол N 24/2).
Председатель Комитета |
Д.А. Хубезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.