Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 149518-8 "О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения сохранности и возвратности средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), и резерва по обязательному пенсионному страхованию ПФР при их инвестировании.
В настоящее время указанные средства в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 января 2012 г. N 38 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации" и от 22 июня 2019 г. N 792 "О порядке инвестирования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" размещаются ПФР самостоятельно на банковских депозитах в кредитных организациях.
Данная функция несвойственна ПФР в силу специфики его деятельности, что не позволяет в полной мере осуществлять управление страховыми взносами на финансирование накопительной пенсии, поступившими в течение финансового года в ПФР, и резервом по обязательному пенсионному страхованию.
В то же время в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет функции по управлению свободными денежными средствами с использованием различных финансовых инструментов (размещение денежных средств с плавающей ставкой, проведение операций "репо" и т.д.). Размещение средств страхового резерва Фонда социального страхования Российской Федерации на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также осуществляется Федеральным казначейством.
В структуре Федерального казначейства создано обособленное межрегиональное управление Федерального казначейства в сфере управления ликвидностью (далее - межрегиональное УФК), которое является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства. К полномочиям межрегионального УФК относятся:
обеспечение проведения операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, едином казначейском счете, операций со средствами дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и Фонда национального благосостояния;
обеспечение проведения операций по размещению резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
расчеты, оперативный мониторинг, анализ и формирование отчетности по вышеуказанным операциям, на территории Российской Федерации.
В целях реализации своих полномочий межрегиональное УФК взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации, биржами, кредитными организациями, клиринговыми организациями, центральным депозитарием, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
Таким образом, Федеральное казначейство в настоящее время обладает наибольшим опытом и компетенцией по размещению бюджетных средств.
В силу абзаца третьего статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
В этой связи законопроектом вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие закрепление за Федеральным казначейством полномочий по размещению средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в ПФР, и резерва по обязательному пенсионному страхованию ПФР в порядке, аналогичном установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации для размещения резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях реализации положений законопроекта потребуется внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации, указанные в Перечне нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", а также в акты Минфина России и акты Федерального казначейства, что является возможным только после внесения изменений или признания утратившими силу соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
Кроме того, потребуется разработать механизм взаимодействия Федерального казначейства, ПФР и иных органов по вопросу размещения средств, а также внесения изменений в действующую технологию размещения Федеральным казначейством средств.
С учетом вышеизложенного предусматривается специальный срок вступления в силу законопроекта - по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 391-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов":
объем средств резерва по обязательному пенсионному страхованию Пенсионного фонда Российской Федерации запланирован по состоянию на 1 января 2023 г. в сумме 203,5 млрд. рублей, на 1 января 2024 г. - 221,1 млрд. рублей;
доход от инвестирования средств резерва по обязательному пенсионному страхованию Пенсионного фонда Российской Федерации запланирован в 2022 году в объеме 10,5 млрд. рублей, в 2023 году - 10,9 млрд. рублей, в 2024 году - 11,3 млрд. рублей;
объем поступления страховых взносов на накопительную пенсию запланирован в 2022 году в объеме 83,0 млн. рублей, в 2023 году - 52,2 млн. рублей, в 2024 году - 33,0 млн. рублей;
доход от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную пенсию запланирован в 2022 году в объеме 1,6 млн. рублей, в 2023 году - 0,9 млн. рублей, в 2024 году - 0,5 млн. рублей;
объем поступления дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя запланирован в 2022 - 2023 годах в объеме 3,3 млрд. рублей ежегодно, в 2024 году - 3,2 млрд. рублей;
доход от временного размещения сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя запланирован в 2022 году в объеме 31,6 млн. рублей, в 2023 году - 28,6 млн. рублей, в 2024 году - 25,7 млн. рублей.
В целях оптимизации функций, обеспечения дополнительной гарантии сохранности и возвратности средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации, и резерва по обязательному пенсионному страхованию Пенсионного фонда Российской Федерации предлагается предоставить Федеральному казначейству полномочия по их размещению.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в:
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Обоснование необходимости подготовки: статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Федеральное казначейство, Банк России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Срок подготовки - одновременно с законопроектом.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета, средств единого казначейского счета и резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на банковских депозитах";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 г. N 986 "О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, едином казначейском счете и резервом средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части размещения средств федерального бюджета, средств единого казначейского счета и резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на банковских счетах в кредитных организациях и открытия счетов для осуществления таких операций";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 368 "Об утверждении Правил привлечения Федеральным казначейством остатков средств на единый счет федерального бюджета и возврата привлеченных средств и общих требований к порядку привлечения остатков средств на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и возврата привлеченных средств".
Основание - статьи 166.1 и 236.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции статьи 1 законопроекта).
Цель принятия нормативного правового акта и краткое описание - приведение в соответствии с нормами, предусмотренными законопроектом.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Соисполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.