Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 155722-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизма изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у собственника при неиспользовании земельного участка по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 6 Закона об обороте.
По данным Россельхознадзора с 1 января 2020 г. по 30 декабря 2021 г. было выявлено 11 722 земельных участков, которые не используются по целевому назначению или используются с нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации.
Основное количество выявленных нарушений связано с зарастанием земельных участков сорной, древесной и кустарниковой растительностью и неиспользованием земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Действующее законодательство к рассматриваемым случаям позволяет применять процедуру принудительного изъятия земельных участков. Однако ее применение в настоящее время затруднено.
Одной из главных причин, по которой изъятие земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемых или используемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации не осуществляется, является смена правообладателя земельных участков, отказ правообладателей от права собственности на земельный участок до обращения в суд с требованием об изъятии земельных участков.
В частности, по данным Россельхознадзора, смена правообладателя, отказ от земельного участка произошли по 1893 земельным участкам, в отношении которых были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации.
Законопроект исключает возможность ухода от ответственности за нарушение земельного законодательства путем введения запрета на переход, прекращение права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и передачу участка в ипотеку. В частности законопроект устанавливает, что при выявлении факта нарушения законодательства Российской Федерации и выдачи предписания об устранении выявленного нарушения в Единый государственный реестр недвижимости вносится запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и ипотеки как обременения на такой участок, за исключением случаев перехода права собственности в порядке универсального правопреемства.
Указанная мера позволит прервать цепочку фиктивной смены собственника на земельный участок. При этом законопроект сохраняет для собственника право передавать участок в аренду в целях возможности устранения выявленных нарушений с помощью третьих лиц.
Вместе с тем в случае неустранения в установленный предписанием срок выявленного нарушения, после назначения административного наказания за неустранение выявленного нарушения законопроект запрещает совершение в отношении земельного участка любых сделок посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и ипотеки как обременения на такой участок до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.
В качестве еще одной проблемы, препятствующей изъятию земельных участков, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации указывают длительность сроков процедуры изъятия, поскольку при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) необходимо в течение трех лет подряд подтверждать факт неиспользования земельного участка. В связи с этим фактически срок изъятия земельного участка составляет 6 лет и более лет.
С целью устранения указанного недостатка законопроект предусматривает возможность установления факта неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет к моменту осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора).
Законопроект вводит положения, регулирующие порядок продажи земельных участков на торгах посредством публичного предложения в случае их изъятия при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе в целях сокращения общего срока изъятия участков у собственников законопроект сокращает срок принятия уполномоченными органами решений о приобретении таких земельных участков в государственную или муниципальную собственность до пятнадцати дней.
При этом законопроект предусматривает переходные положения, которые распространяют правила об условиях и порядке проведения публичных торгов, устанавливаемые законопроектом, на изъятые земельные участки и не реализованные на публичных торгах на дату вступления в силу изменений. Переходные положения также устанавливают порядок определения начальной цены земельного участка, подлежащего продаже на публичных торгах, в отношении которого вынесено до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" и вступило в силу решение суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в котором начальная цена продажи земельного участка на публичных торгах судом не определена и отсутствует указание на способ ее определения.
Кроме того, законопроектом предлагается установить в отношении процедуры рассмотрения судами дел об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения особый порядок в части сокращения регламентных сроков.
На практике процесс рассмотрения судами дел об изъятии земельных участков занимает продолжительное количество времени (от 1 года и более) по ряду причин: длительная судебная процедура с учетом процессуальных сроков обжалования судебных актов, недобросовестное поведение собственников земельных участков, связанное с умышленным затягиванием судебного процесса.
Указанные обстоятельства приводят к дальнейшей деградации земель и увеличению расходов, необходимых для их дальнейшего вовлечения в сельскохозяйственный оборот путем проведения культуртехнических мероприятий, которые, в том числе, финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов в рамках реализации программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Предлагаемые изменения по сокращению сроков рассмотрения судами дел об изъятии земельных участков повысят эффективность вовлечения в сельскохозяйственный оборот изымаемых земельных участков.
Кроме того, законопроект позволит сократить общий период изъятия неиспользуемых по целевому назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения, и, как следствие, сократят деградацию земельных участков, поскольку изъятые участки будут оперативно возвращаться в сельскохозяйственный оборот.
При этом принятие законопроекта в короткой перспективе может увеличить количество земельных участков сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда.
В свою очередь, возросшая отраслевая потребность в дополнительных площадях земель сельскохозяйственного назначения, а также предусмотренные Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731, меры поддержки в форме субсидирования части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на проведение культуртехнических мероприятий, повысят инвестиционную привлекательность таких земельных участков и ускорят их вовлечение в сельскохозяйственный оборот.
При этом, основываясь на информации, представленной субъектами Российской Федерации, в 2022 - 2024 годах ожидается изъятие с последующей продажей на публичных торгах около 246 земельных участков, из которых 185 земельных участков предположительно будут выкуплены субъектами Российской Федерации.
Прогнозируемое количество земельных участков, которое будет приобретено субъектами Российской Федерации, составляет незначительный процент от общего количества земельных участков, неиспользуемых по целевому назначению или используемых с нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации. В связи с этим принятие законопроекта не приведет к существенному увеличению расходных обязательств по выкупу субъектами Российской Федерации земельных участков, изъятых по решению суда и не реализованных на публичных торгах.
Законопроект (положения пунктов 16 и 17 проектируемой статьи 6) содержит обязательные требования о необходимости собственнику земельного участка сельскохозяйственного назначения, приобретенного по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии, в течение года с момента возникновения права собственности начать использование такого земельного участка по целевому назначению.
За неисполнение данного обязательного требования собственник земельного участка несет ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не окажут влияния на достижение целей и задач, предусмотренных государственными программами Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Срок подготовки - в течение четырех месяцев после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Головной исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение четырех месяцев после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Приказ Росреестра от 19 августа 2020 г. N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме".
Головной исполнитель - Росреестр.
Срок подготовки - в течение четырех месяцев после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.