Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 172920-8 "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2022 г. N 2-П (далее - Постановление).
Постановление принято по результатам рассмотрения дела по жалобе гражданина на отказ в удовлетворении требования о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, с которым он обратился после принятия судом решения по аналогичному его заявлению, поданному ранее в отношении иного периода уголовного судопроизводства. При этом суд указал на то, что право повторно обратиться с требованием о присуждении компенсации возникнет у заявителя по истечении четырех лет с момента окончания периода, которому уже дана судебная оценка.
В Постановлении указано, что принятое в законодательстве допущение о том, что в пределах четырех лет срок уголовного судопроизводства считается разумным, не подлежит применению при рассмотрении заявлений о присуждении компенсации, предъявленных после того, как данный срок уже единожды истек и был предметом судебной проверки. С точки зрения формирования оснований для компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не могут считаться равнозначными первый четырехлетний период длительности уголовного судопроизводства, исчисляемый с момента начала уголовного преследования, и последующий период. Обстоятельства производства по уголовному делу как единому событийному комплексу подлежат оценке за все время его осуществления с учетом возможности придания определенными событиями и правоприменительными актами, имевшими место в течение периода, не вошедшего в предмет рассмотрения суда по прежнему заявлению, иного значения ранее рассмотренным обстоятельствам.
Конституционный Суд Российской Федерации возложил на федерального законодателя обязанность внести в правовое регулирование изменения, направленные на уточнение порядка и условий подачи нового (повторного) заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок.
В соответствии с частью третьей статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при определении разумного срока уголовного судопроизводства учитываются такие обстоятельства, как своевременность обращения лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, с заявлением о преступлении, правовая и фактическая сложность материалов проверки сообщения о преступлении или уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.
В целях реализации Постановления указанная статья дополняется положением, согласно которому обозначенные обстоятельства учитываются за весь период длительности уголовного судопроизводства, определяемый в соответствии с положениями данной нормы, в случае обращения лица с новым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок при продолжении производства по уголовному делу после того, как судом было принято решение по заявлению указанного лица о такой компенсации за предшествующий период, поданному до прекращения уголовного преследования или вступления в законную силу обвинительного приговора в связи с тем, что продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года. При этом для подачи нового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок обращения с заявлением об ускорении рассмотрения уголовного дела в соответствии с частью пятой данной статьи не требуется.
Одновременно планируется внесение в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" изменений, уточняющих порядок и сроки подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок.
Принятие законопроекта позволит защитить права граждан в случае нарушения правоохранительными органами разумных сроков уголовного судопроизводства.
Поскольку присуждение компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок уже предусмотрено законодательством Российской Федерации, принятие законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.