Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию" разработан в целях приведения российской нормативной правовой базы в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР).
Глобальная конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию (далее - Глобальная конвенция) является международной правовой рамкой, формирующей общее понимание, а также единые подходы, механизмы и инструменты признания трансграничного образования. При этом положения документа не содержат установленного соответствия между определенными уровнями образования отдельных стран, предоставляя право их сопоставления полномочным органам сторон в рамках действующих национальных процедур признания. Таким образом, Глобальная конвенция не предполагает автоматического признания образования, квалификаций и ученых степеней, полученных в странах-участниках, в целях продолжения обучения и возможного осуществления профессиональной деятельности.
Вместе с тем Глобальная конвенция включает в себя глоссарий определений, призванный отразить новую динамику развития систем непрерывного образования, а также современные образовательные тенденции и особенности межрегионального перемещения студентов и преподавателей (мобильность, трансграничное образование и совместная международная степень).
Особое внимание в документе уделяется механизмам обеспечения гарантии качества трансграничного образования и присуждения совместных степеней. Кроме того, Глобальной конвенцией подчеркивается необходимость принятия странами мер, направленных на искоренение всех видов мошенничества в отношении квалификаций высшего образования, путем поощрения использования современных технологий и сетевого взаимодействия между государствами.
Согласно документу основу признания составляют критерии качества образования, а также принцип определения "существенного различия" иностранного и национального образования. При этом Глобальная конвенция гарантирует равенство подходов в оценке иностранного образования и предусматривает право заявителя обжаловать решение об отказе в признании.
Ратификация Глобальной конвенции будет способствовать формированию единого правового поля в области признания с потенциальными странами-участниками указанного документа, число которых в перспективе достигнет более 190 стран - членов ЮНЕСКО, что обеспечит рамочную нормативно-правовую основу для дальнейшей разработки двусторонних соглашений о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней с различными странами с учетом геополитических приоритетов и национального законодательства государств. В настоящее время согласие на обязательность Глобальной конвенции выразили Норвегия, Франция, Румыния, Эстония, Хорватия, Святой Престол, Литва, Армения, Никарагуа и Тунис.
Положения Глобальной конвенции не отменяют любые более благоприятные условия признания образования, квалификаций и ученых степеней, содержащиеся или вытекающие из действующего или будущего иного договора, положениями которого связана одна из сторон Глобальной конвенции.
В целях координации действий по реализации Глобальной конвенции учреждена Межправительственная конференция государств-участников, в которую входит по одному представителю от каждой страны-участницы. Кроме того, особую роль в обеспечении доступа к достоверной и точной информации о системах образования, необходимой для признания, и обмене лучшими практиками в области признания играет предусмотренная статьей XIV Глобальной конвенции сеть национальных структур (информационных центров).
Согласно части 14 статьи 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункту 5 статьи 6.2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2014 г. N 272-р функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляет уполномоченная организация - ФГБУ "Главный государственный экспертный центр оценки образования".
Глобальная конвенция не содержит иных правил, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Вместе с тем предметом Глобальной конвенции являются основные права и свободы человека в части обеспечения права на образование, гарантированного статьей 43 Конституции Российской Федерации, а также свободы труда, предусмотренной статьей 37 Конституции Российской Федерации, по итогам оценки иностранного образования, квалификаций и ученых степеней уполномоченным органом. В этой связи Глобальная конвенция подлежит ратификации на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Ратификация Глобальной конвенции будет способствовать снижению административных барьеров в сфере признания посредством использования единых транспарентных критериев оценки трансграничного образования, квалификаций и ученых степеней, что приведет к увеличению доли иностранных студентов и высококвалифицированных кадров. Данная инициатива отвечает задачам федерального проекта "Кадры" в рамках национального проекта "Наука и университеты", а также целям государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377.
Реализация положений законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий, а также не потребует выделения дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию"
Принятие федерального закона "О ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию"
Принятие федерального закона "О ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию"
Принятие федерального закона "О ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.