Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 176888-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - законопроект) подготовлен в целях дополнения Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее соответственно - Федеральный закон N 189-ФЗ) тремя новыми направлениями, по которым формируется социальный заказ: физкультурно-оздоровительные услуги, профилактика социально значимых заболеваний и реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в сфере искусств).
Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 10 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" законодательно закрепляется понятие физкультурно-оздоровительной услуги и определяются организации, которые вправе оказывать такие услуги.
Таким образом, субъекты Российской Федерации, заинтересованные в развитии сектора физкультурно-оздоровительных услуг, получили возможность в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации включать соответствующие услуги в региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ.
Поскольку направление физкультурно-оздоровительные услуги востребовано потребителями и указанной деятельностью занимаются юридические лица, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, индивидуальные предприниматели, вносятся изменения в Федеральный закон N 189-ФЗ, обеспечивающие единые, стабильные правила предоставления финансирования из бюджета на основе государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг.
При этом включение указанного направления в сферу регулирования Федерального закона N 189-ФЗ не обязывает регионы формировать социальные заказы по указанному направлению деятельности, соответствующие заказы будут формироваться только в случае принятия решения субъектом Российской Федерации о финансовом обеспечении физкультурно-оздоровительных услуг из регионального бюджета и их включении в региональные перечни.
В настоящее время профилактика социально значимых заболеваний, в том числе болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) осуществляется в основном путем формирования государственных заданий на выполнение соответствующих работ.
Для преодоления негативных демографических и социально-экономических последствий развития эпидемии ВИЧ-инфекции необходимо внести соответствующие изменения в программы противодействия заболеванию и оптимизировать работу по профилактике, диагностике и лечению социально значимых заболеваний.
Предлагается в статью 28 Федерального закона N 189-ФЗ, внести изменения, позволяющие формировать государственные (муниципальные) социальные заказы на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере по направлению деятельности профилактика (за исключением осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения), социально значимых заболеваний, кроме психических расстройств и расстройств поведения.
При этом включение соответствующего направления в федеральный закон не обязывает регионы отказаться от действующего порядка организации профилактики социально-значимых заболеваний, если сложившаяся система организации оказания медицинской помощи не готова к адресной работе с потребителем.
Механизмы организации оказания государственных услуг, предусмотренные Федеральным законом N 189-ФЗ, в частности, механизм социального сертификата уже проходит апробацию в сфере дополнительного образования в отношении программ дополнительного образования, предоставляемых центрами занятости отдельным категориям граждан, которые позволили для граждан сделать получение такой услуги простым и удобным, а для исполнителей услуг получать гарантированное финансирование за оказанные услуги.
Вместе с тем практика внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей выявила ряд проблем, которые несут риски невыполнения указанного поручения Президента Российской Федерации. В частности, в настоящий момент не созданы условия для конкуренции на рынке услуг по реализации программ дополнительного образования детей, в частности используются механизмы "квотирования" объемов распределения бюджетных средств; не установлены механизмы заключения договоров (соглашений) с юридическими лицами, не являющимися государственными (муниципальным) учреждениями, индивидуальными предпринимателями, которые оказывают образовательные услуги (далее - негосударственные исполнители образовательных услуг); отсутствуют единые требования для включения в систему персонифицированного финансирования для всех поставщиков образовательных услуг и соблюдения единых подходов к допуску организаций к бюджетному финансированию.
Для решения указанных проблем требуется применение системного подхода. В этой связи включение сферы дополнительного образования в предмет регулирования Федерального закона N 189-ФЗ позволит субъектам Российской Федерации принимать обоснованные решения о вовлечении в сферу оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере юридических лиц, не являющимися государственными (муниципальным) учреждениями, индивидуальных предпринимателей, и реализовывать такие решения на базе понятных, прозрачных, регламентированных принципов.
Законопроект также направлен на гармонизацию положений статьи 20 Федерального закона N 189-ФЗ в части использования сложившихся государственных информационных систем, которые обеспечивают учет граждан, имеющих право на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, и организаций - исполнителей таких услуг.
Устанавливается особый порядок применения положений Федерального закона N 189-ФЗ, определяющих до 2025 года формирование реестра получателей услуг в соответствии с социальным сертификатом.
В период действия Федерального закона N 189-ФЗ в целях исключения необходимости дублирования информации представляется целесообразным уточнить нормы отраслевого законодательства и Федерального закона N 189-ФЗ и использовать указанные в отраслевом законодательстве Российской Федерации формы структурированной информации о физических лицах, которым предоставляются государственные гарантии реализации прав на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в качестве реестров потребителей услуг, имеющих право на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом.
Кроме того, в соответствии с предлагаемыми изменениями реестр поставщиков социальных услуг, предусмотренный Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", приравнивается к реестру исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом по аналогии с нормами, установленными для индивидуальной программы в соответствии с положениями статьи указанного Федерального закона.
Предусматривается переходный период для применения положений Федерального закона N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части организации реализации спортивной подготовки как дополнительных образовательных программам для субъектов Российской Федерации, принявших решение, предусмотренное частью 3 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ, в отношении государственных (муниципальных) услуг по направлению деятельности спортивная подготовка.
Учитывая, что положения Федерального закона N 189-ФЗ, предусматривающие возможность использования конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и социального сертификата, применяются в период до 1 января 2025 года, предлагается сохранить указанную возможность при организации оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки до указанного периода.
Поскольку положениями проектируемой части 12 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена возможность организации реализации дополнительных программ спортивной подготовки на основании государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, статьей 3 законопроекта предусмотрено исключение части 3 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьей 3 законопроекта" следует читать "статьей 3 законопроекта"
Учитывая, что Федеральный закон от 3 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вступает в силу с 1 января 2023 г. законопроектом предусматривается вступление в силу статей 1 и 2 также с 1 января 2023 г.
Учитывая ограниченный срок действия положений Федерального закона N 189-ФЗ, предлагается срок вступления в силу статей 3-6 законопроекта на дату официального опубликования соответствующего Федерального закона.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Развитие физической культуры и спорта", "Развитие образования".
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием (Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ИО государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
1. Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"(далее - законопроект) не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
2. Принятие законопроекта потребует издания:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава и порядка формирования информации о социальном сертификате на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, входящей в состав регистра получателей социальных услуг, сформированного в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, сформированных в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", иных форм структурированной информации о физических лицах, которым предоставляются государственные гарантии реализации прав на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предусмотренные законодательством Российской Федерации, определяющим порядок оказания государственных (муниципальных) услуг"
Цель: унификация состава и порядка формирования информации о социальном сертификате на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, которая подлежит включению в регистр получателей социальных услуг, сформированного в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, сформированных в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", иных форм структурированной информации о физических лицах, которым предоставляются государственные гарантии реализации прав на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предусмотренные законодательством Российской Федерации, определяющим порядок оказания государственных (муниципальных) услуг".
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между уполномоченным органом и потребителями государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, имеющими право на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители: Минтруд России, Минздрав России, Минспорт России, Ростуризм, Минцифры России.
Срок подготовки: в 30 дней с даты принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Цель: приведение в соответствие с положениями законопроекта в части включения вновь вводимых направлений деятельности, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" при формировании государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - государственный (муниципальный) социальный заказ) следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
от 15 октября 2020 г. N 1694 "Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
от 5 ноября 2020 г. N 1789 "Об установлении дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для инвалидов, штатной численности участника отбора исполнителей услуг (в том числе к наличию и численности работников, имеющих определенные образование и квалификацию), оснащению оборудованием, необходимым для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также требований к документам, которые могут быть истребованы у участников конкурса для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям";
от 16 ноября 2020 г. N 1842 "Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
от 19 ноября 2020 г. N 1891 "О порядке формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, о форме и сроках формирования отчета об их исполнении";
от 20 марта 2021 г. N 434 "Об утверждении Положения об особенностях проведения конкурса, включающего в себя возможность подачи участниками конкурса предложений о величине значимости критериев";
от 4 мая 2021 г. N 706 "Об утверждении Правил определения сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых обеспечивается проведение конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, и Правил информационного взаимодействия с созданными в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации государственными (муниципальными) информационными системами в сфере бюджетных правоотношений";
от 2 июня 2021 г. N 859 "Об утверждении Правил проведения конкурса в целях заключения соглашения об оказании государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти".
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между уполномоченным органом, утверждающим государственный (муниципальный) социальный заказ, и исполнителями государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители: Минтруд России, Минздрав России, Минспорт России, Ростуризм, Минцифры России.
Срок подготовки: в 30 дней с даты принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.