Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 179937-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на увеличение минимального размера оплаты труда с целью обеспечения приемлемого уровня жизни граждан Российской Федерации в условиях роста инфляции и снижения доходов из-за введения антироссийских санкций.
Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) в России значительно ниже данного показателя большинства стран Европы. Низкий уровень МРОТ приводит к повсеместной коррупции, дифференциации доходов населения, к снижению совокупного спроса и к спаду производства, не стимулирует работодателей внедрять новые технологии и применять рациональные и справедливые системы оплаты труда, повышать производительность труда, тормозит рост ВВП страны, приводит к обширной теневой экономике, росту социальной напряженности.
Переход с 1 января 2021 года на новую методику ежегодного установления МРОТ в размере 42,0% значения медианной заработной платы за предыдущий год и прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации в размере 44,2% значения медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации за предыдущий год, рассчитанных Росстатом, не привел к сколь-нибудь существенному их увеличению. Если в 2019 году МРОТ составлял 12 130 рублей, то с 1 января 2021 года он составил 12 792 рубля в месяц, увеличившись лишь на 5,5%. Таким образом, величина МРОТ и после изменения методики его установления обеспечивает лить физиологическое выживание работающего человека и, как показывает опыт, только на короткий период. При этом МРОТ не учитывает наличия у работника иждивенцев (детей).
В соответствии с частью шестой статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год. Таким образом, работника, получающего зарплату на уровне МРОТ, формально нельзя будет отнести к "работающему бедному", однако выжить на такую зарплату он может только взяв кредит, либо заняв деньги, попадая в долговую кабалу.
В 2022 году МРОТ повышался дважды, с 1 января на 8,6%, поскольку показатели инфляции были выше, чем прогнозировались при формировании федерального бюджета на 2021 год, и с 1 июня на 10%. В результате МРОТ с 1 июня составляет 15 279 рублей, что тем не менее ниже 42,0% значения медианной заработной платы, которая по данным Росстата на апрель 2021 года составила 40 245 рублей.
Следует отметить, что причиной столь низкого МРОТ является выбранное соотношение с медианной зарплатой в 42%, что ниже, чем в странах Евросоюза, где используется такой же показатель и указанное соотношение установлено на уровне не менее 50%,, а также низкий уровень самой медианной зарплаты (40 245 рублей на апрель 2021 года), отличающейся от средней зарплаты по стране (55 000 рублей в 2021 году) вследствие недопустимо высокой дифференциации доходов населения, не сокращающейся в результате проводимой в стране многие годы целенаправленной политики сдерживания роста МРОТ.
В условиях санкционного давления на нашу страну, негативно влияющего на рост экономики, рост ВВП и доходов граждан, ведущего к углублению экономического спада из-за снижения спроса на различные товары со стороны населения, необходимо кардинально пересмотреть политику в отношении доходов населения, в том числе установить МРОТ, обеспечивающий приемлемый уровень жизни как для самого работника, так и его детей.
С учетом изложенного проектом федерального закона "О несении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" предлагается установить МРОТ с 1 января 2023 года в сумме 30 000 рублей в месяц.
Это составляет около 200% искусственно заниженной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Следует отметить, что в развитых и развивающихся странах Азии, Европы, Латинской Америке МРОТ как минимум в два раза выше прожиточного минимума.
Принятие законопроекта позволит в условиях санкций и роста инфляции вывести из нищеты значительное число граждан Российской Федерации, уменьшить дифференциацию в доходах населения, снизить социальную напряженность, обеспечить рост совокупного спроса, и, как следствие, развитие отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок. Кроме того, в дальнейшем вырастут поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2023 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" потребует в 2023 году дополнительных финансовых затрат федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в объеме, по оценке, 1 162,5 млрд. рублей (в том числе федерального бюджета - 348,7 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 232,5 млрд. рублей, внебюджетного сектора - 581,3 млрд. рублей).
Указанные дополнительные расходы должны быть учтены при подготовке проектов соответствующих бюджетов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Источник дополнительных расходов - дополнительные доходы федерального бюджета, которые, по оценке Минфина России, составят в 2022 году 1,5 триллиона рублей.
Кроме того, для реализации предлагаемого Федерального закона, направленного в том числе на развитие экономики, следует изменить политику в отношении доходов населения, включая осуществление таких мер, как введение прогрессивной шкалы налогообложения, справедливое распределение бюджетной помощи регионам в зависимости от динамики их расходов и доходов, обеспечение справедливой налоговой нагрузки по отраслям, оптимизация государственных и муниципальных расходов, усиление борьбы с коррупцией и других.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.