Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 104796-8 "О внешней администрации по управлению организацией" и отмечает следующее.
Законопроект в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, обеспечения финансовой стабильности, а также в целях защиты прав и законных интересов организации и ее работников в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций предусматривает введение внешнего управления организациями, собственниками более 25% акций которых являются иностранные лица, связанные с недружественными странами.
Внешняя администрация по управлению организацией вводится в случаях, если организация:
производит товары первой необходимости;
контролирует крупную долю на локальном рынке;
является градообразующей организацией;
является единственным поставщиком в реестре госзакупок;
включена в цепочку поставок значимых для России производств;
осуществляет производств товаров (услуг) в условиях естественной монополии или положение компании является доминирующим на товарном рынке.
Основаниями введения внешней администрации в отношении указанных организаций являются:
управление деятельностью организации ее органами управления фактически прекращено или ее руководители заявили после 24 февраля 2022 года о прекращении ее деятельности;
руководители организации, иные органы управления осуществляют действия, которые могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству организации;
выручка за три месяца не менее чем на 30% сократилась по сравнению с тремя предыдущими месяцами.
Решение о введении временной администрации будет принимать арбитражный суд города Москвы по исковому заявлению уполномоченного органа - ФНС России.
ФНС России подает заявления по решению Межведомственной комиссии при Минэкономразвития России (далее - МВК), которое принимается на основании ходатайства руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или руководителя федерального органа исполнительной власти в соответствующей сфере экономики.
Если иностранные контролирующие собственники обратятся в суд с ходатайством о намерении возобновить производство и продать свою долю (с обязательством покупателя сохранить бизнес, включая рабочие места), то суд вправе не назначать внешнюю администрацию. Однако в этом случае внешняя администрация осуществляет контроль исполнения собственниками своих обещаний возобновить работу и продать акции. При неисполнении обязательств - внешнее управление вводится.
Если собственник не обратился с указанным ходатайством, суд назначает в качестве внешней администрации "ВЭБ.РФ" или иную организацию по решению МВК на срок в 1,5 года с возможностью продления еще на 1,5 года.
Внешняя администрация по решению МВК может назначить руководителя организации с прекращением полномочий всех ранее действующих органов управления либо взять в доверительное управление акции (доли в уставном капитале) действующих собственников организации и осуществлять по ним соответствующие права.
Основной задачей внешней администрации является обеспечение деятельности организации, формирование реестра требований кредиторов, инвентаризация активов, проведение их оценки.
По решению МВК внешняя администрация проводит замещение активов путем внесения всего имущества и обязательств организации в новое хозяйственное общество, единственным участником (акционером) которого является организация, с последующей продажей с торгов акций (долей) вновь созданного общества. Имущество вносится в уставный капитал создаваемого общества по ликвидационной стоимости, чтобы максимально ускорить продажу акций (долей). При этом старая организация ликвидируется. Преимущественное право на покупку таких акций (долей) имеет организация, осуществляющая внешнее управление. В случае отсутствия покупателей их приобретает государство. Прежние участники (акционеры) и аффилированные с ними лица не вправе быть покупателями акций (долей) нового хозяйственного общества. Таким образом, в случаях приобретения акций (долей) государством или управляющей организацией (в частности, "ВЭБ.РФ") контроль над имущественным комплексом организации будет осуществлять государство.
Покупатель акций (долей) новой организации обязан сохранить не менее 2/3 рабочих мест и обеспечить продолжение деятельности организации на территории Российской Федерации в течение не менее одного года.
Денежные средства, полученные за счет продажи акций, направляются на возмещение расходов внешней администрации, а остаток средств - участникам (акционерам) указанной организации и аффилированным кредиторам, требования которых не передаются вновь созданному обществу.
В течение одного года контроль за выполнением обязательств новых собственников осуществляет внешняя администрация. В случае нарушения условий продажи договор купли-продажи акций расторгается, после чего проводятся новые торги.
Собственники более 50% акций (долей) организации смогут обратиться в течение срока внешнего управления (но до начала процедуры замещения активов) обратиться в МВК и представить доказательства своего намерения возобновить деятельность организации, а также продать акции (доли).
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на создание условий для сохранения производственной деятельности, трудовых коллективов и логистических цепочек. Предложенные законодательные меры направлены на защиту экономических интересов страны, сохранение рабочих мест и предотвращение сворачивания производственной деятельности. По мнению Комитета, установление возможности введения внешней администрации в отношении организаций, органы управления которых предпринимают действия, способные привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству предприятий, позволит повысить ответственность собственников за принимаемые решения.
По законопроекту имеется ряд замечаний, которые могут быть устранены в ходе доработки ко второму чтению.
Предусмотренные законопроектом критерии введения внешней администрации по управлению организацией не являются однозначными и нуждаются в конкретизации. Представляется, что такие критерии должны содержаться непосредственно в федеральном законе.
Перечень сфер экономической деятельности организаций, в отношении которых возможно введение внешней администрации по управлению организацией, предлагается дополнить деятельностью в сфере топливно-энергетического комплекса и оборонно-промышленного комплекса.
В законопроекте целесообразно установить порядок формирования, правовой статус МВК, порядок принятия решений МВК, а также возможность их обжалования.
Законопроект следует дополнить положениями, раскрывающими порядок согласования МВК с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации управляющей организации.
В законопроекте фактически отсутствуют положения, обеспечивающие осуществление внешней администрацией функций по восстановлению деятельности организации, что является одной из основных целей законопроекта.
При передаче акций (долей) собственников организации в доверительное управление не определен механизм такой передачи без добровольного согласия акционеров (участников) на такую передачу и без заключения договора доверительного управления. В качестве бенефициаров доверительного управления в законопроекте указаны как сама организация, так и ее акционеры (участники). При этом не учтено, что в связи с санкционной политикой недружественных государств, с которыми связаны иностранные акционеры, интересы последних могут не совпадать и даже прямо противоречить интересам самого хозяйственного общества.
Следует отметить недостаточную обоснованность и проработанность такой формы осуществления полномочий внешней администрации по управлению организацией, как передачу в доверительное управление всех или части акций (долей в уставном капитале) организации.
Представляется целесообразным учесть в законопроекте случай, когда в период деятельности внешней администрации по управлению организацией по инициативе кредиторов будут введены процедуры банкротства организации. В этом случае ввиду практической невозможности возложения субсидиарной ответственности по долгам организации на ее собственников следует однозначно указать, что субсидиарная ответственность не может быть возложена на "ВЭБ.РФ" или иную организацию, осуществляющую внешнее управление организацией.
В случае внесения в уставный капитал хозяйственного общества, создаваемого в рамках процедуры замещения активов, имущества организации по ликвидационной стоимости следует учесть, что его чистые активы окажутся заниженными, в том числе по сравнению с обязательствами, в связи с чем может ухудшиться финансовое положение такого общества.
В законопроекте необходимо также установить судьбу денежных средств, полученных в результате продажи акций (долей) организации при замещении активов.
С учетом вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 104796-8 "О внешней администрации по управлению организацией" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.