Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 196017-8 "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 10-П (далее - Постановление).
Постановлением положения абзаца второго части третьей статьи 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой допускают поворот исполнения вступившего в законную силу решения суда о взыскании работником денежных сумм в случае пересмотра решения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, притом что наличие трудовых отношений не было опровергнуто, а отмененное решение не было основано на сообщенных гражданином ложных сведениях или представленных им подложных документах.
В настоящее время ГПК РФ в целях защиты интересов добросовестной стороны гражданского процесса ограничивает поворот исполнения решений суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в случае их отмены в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.
Однако, такое ограничение не распространяется на случаи отмены судебного решения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, что позволяет ответчику обращаться в суд с заявлением об обратном взыскании денежных сумм, полученных работником на основании судебного решения по требованиям, вытекающим из указанных отношений, независимо от того было ли отмененное решение суда основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.
Законопроектом предлагается дополнить ГПК РФ статьей, предусматривающей ограничения в случае пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам поворота исполнения решений суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, о взыскании вознаграждения за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца.
Согласно законопроекту поворот исполнения подобных решений будет возможен, только если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах либо в судебном порядке было опровергнуто само наличие правоотношений, из которых возникло предъявленное требование.
Перечень случаев, для которых предусмотрено ограничение поворота исполнения в случае отмены решения суда по новым обстоятельствам, аналогичен категориям дел, перечисленным в статье 445 ГПК РФ, закрепляющей условия поворота исполнения в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанций.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2020 году судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства рассмотрено 15421 заявление о пересмотре решений суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, из них удовлетворено 4924 заявления. В I полугодии 2021 г. рассмотрено 8132 подобных заявлений, удовлетворено 2 675.
Принятие законопроекта позволит устранить пробел в правовом регулировании и защитить права граждан.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.