Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 195581-8 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" направлен на совершенствование мер, направленных на снижение потребления алкогольной продукции в Российской Федерации.
Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, утвержденная приказом Минздрава России от 15 января 2020 года N 8, предусматривает сокращение подушевого потребления алкоголя в Российской Федерации до 9 литров. Вместе с тем, прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития России, в качестве акцента государственной демографической политики предусматривает меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, а также профилактику алкоголизма.
Российская Федерация на протяжении последнего десятилетия успешно проводит политику по снижению потребления алкогольной продукции населением. По заявлениям представителей Минздрава России, в период 2010-2021 гг. потребление алкоголя на душу населения сократилось на 32%. Однако в последнее время многими исследователями отмечается изменение данной динамики. Так, по сообщениям ряда СМИ лишь за весну 2022 года существенно увеличились объемы продаж алкогольной продукции. Так, продажи ликерных вин выросли на 110% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, слабоалкогольных напитков продали на 74% больше, ликероводочных изделий на 23,8%, водки на 8,2%, коньяка на 3%, а иного крепкого спиртного на 16,8%. Такие данные говорят о необходимости усиления внимания со стороны государства на складывающуюся динамику, чтобы сохранить позитивный результат, достигнутый за последнее десятилетие и предотвратить повышение потребления алкогольной продукции населением.
В связи с этим, законопроектом предлагается ввести ряд мер, направленных на указание значимой информации о вреде алкоголя и противопоказанности для определенных категорий граждан на реализуемой в Российской Федерации алкогольной продукции. Так, предлагается усилить указание о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции для здоровья, дополнив сообщением: "Алкоголь Вам враг!".
Помимо этого, предлагается также указывать с помощью соответствующих рисунков (пиктограмм) обозначать информацию о противопоказанности употребления алкогольной продукции лицам в возрасте до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов, а также лицам, управляющим транспортными средствами. Указанные рисунки утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Законопроектом предусматриваются и требования о способах представления информации о вреде алкогольной продукции и ее противопоказанности для определенных категорий граждан. Такая информация наносится на этикетку или контрэтикетку или потребительскую тару (упаковку), помещается в рамку красного цвета с белым фоном, при этом площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать не менее 20 процентов от площади этикетки или контрэтикетки или площади потребительской тары (упаковки).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" потребует принятия приказа Минздрава России об утверждении рисунков (пиктограмм) о противопоказанности употребления алкогольной продукции лицам в возрасте до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями нервной системы и внутренних органов, а также лицам, управляющим транспортными средствами.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 3 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 60 дней с даты принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.