Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 202708-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N Пр-2519 (далее - Поручение).
Кроме того, подпунктом "б" пункта 3 Перечня Поручений Президента Российской Федерации от 6 июля 2021 г. N Пр-1170 по итогам "Прямой линии" Президента Российской Федерации с гражданами Российской Федерации, установлена необходимость внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих расширение видов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которые должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Создание систем автоматического контроля предусмотрено статьей 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). Оснащать стационарные источники выбросов или сбросов такими системами обязаны владельцы объектов I категории в рамках организации производственного экологического контроля. При этом контролируются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 428-р.
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 262. Информация о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, полученная с помощью систем автоматического контроля, передается в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 67 Закона N 7-ФЗ срок создания систем автоматического контроля на объектах I категории не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения.
В целях выполнения Поручения законопроектом предлагается дополнить статью 67 Закона N 7-ФЗ пунктом 11, предусматривающим требования по оснащению системами автоматического контроля источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ на квотируемых объектах в соответствии со статьей 67 Закона N 7-ФЗ и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее - Закон N 195-ФЗ).
Одновременно, законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 5 Закона N 195-ФЗ, устанавливающих обязанность по оснащению системами автоматического контроля стационарных источников выбросов, расположенных на квотируемых объектах, для которых установлены квоты выбросов загрязняющих веществ, в соответствии с особенностями создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах, определяемыми Правительством Российской Федерации.
С целью обеспечения соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, приступивших до принятия настоящего законопроекта к реализации требований, закрепленных в пункте 9 статьи 67 Закона N 7-ФЗ, в проектируемой статье 3 законопроекта предусмотрена норма, регулирующая порядок интеграции и дооснащения уже созданных систем автоматического контроля выбросов в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов.
При этом, законопроектом предусмотрено, что создание на квотируемом объекте системы автоматического контроля в отношении выбросов загрязняющих веществ, не относящихся к приоритетным, осуществляется в сроки, определенные в пунктах 9-10 статьи 67 Закона N 7-ФЗ с учетом статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данная норма позволяет хозяйствующим субъектам осуществлять создание систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, не относящихся к приоритетным, без привязки к срокам проведения эксперимента по квотированию выбросов.
Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по установлению особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ, в том числе:
по установлению критериев определения источников выбросов загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и выбора загрязняющих веществ, выбросы которых контролируются с помощью таких систем;
требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Статья 11 Закона N 195-ФЗ дополняется положениями о сроках создания систем автоматического контроля стационарных источников выбросов на квотируемых объектах в соответствии с Поручением, а именно, до 31 декабря 2024 г. в 12 городах - участниках эксперимента по квотированию выбросов и в течение одного года после утверждения перечня квотируемых объектов для территорий, дополнительно включаемых в эксперимент.
Принимая во внимание необходимость реализации первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, предлагается дополнить статью 17 Закона N 7-ФЗ положениями, касающимися оказания государственной поддержки соответствующей хозяйственной и иной деятельности, при выполнении мероприятий, связанных с установкой систем автоматического контроля.
Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в статью 38 Закона N 7-ФЗ в части установления запрета на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с Законом N 195-ФЗ.
Статья 65 Закона N 7-ФЗ предусматривает специальный режим по обеспечению соблюдения природоохранных требований применительно к объектам капитального строительства. Специфика такого режима осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) заключается в проведении контрольных (надзорных) мероприятий только в период осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на основании утвержденной программы проверок.
Исходя из требований статьи 5 Закона N 195-ФЗ мероприятия по достижению квот выбросов, согласованные межведомственным советом по проведению эксперимента, проводятся хозяйствующими субъектами в период проведения эксперимента по квотированию, и к моменту окончания эксперимента результатом проведения указанных мероприятий должно стать снижение выбросов загрязняющих веществ и достижение установленных квот выбросов.
Исходя из того, что мероприятия по капитальному строительству и мероприятия по достижению квот выбросов имеют схожие родовые признаки (временной интервал проведения с обозначенными моментами начала и завершения; индивидуализированный вещный результат проведения мероприятия), законопроектом предлагается распространить специальный режим осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) на основании программы проверок в отношении объектов I, II категории, для которых установлены квоты выбросов, в части реализации мероприятий, включенных в утвержденные планы мероприятий по достижению квот выбросов. Результатом осуществления указанного специального режима федерального государственного экологического контроля (надзора) будет являться контроль реализации мероприятий и достижение экологического эффекта в виде достижения установленных квот выбросов.
Установление указанного правового регулирования потребует внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
Таким образом, проведение исключительно в совокупности мероприятий по оснащению системами автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ стационарных источников выбросов таких веществ, расположенных на квотируемых объектах и по введению специального режима государственного контроля (надзора) на квотируемых объектах в части реализации мероприятий, включенных в утвержденные планы мероприятий по достижению квот выбросов, позволит получить полную и объективную информацию о снижении выбросов загрязняющих веществ, а также о достаточности и эффективности проводимых мероприятий по достижению квот выбросов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемое решение не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не приведет к дополнительным расходам бюджетов всех уровней Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и последующая реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, исполнение правовых решений, предлагаемых законопроектом, повлечет расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на оснащение системами автоматического контроля стационарных источников выбросов на квотируемых объектах.
Согласно информации, представленной Минпромторгом России, ориентировочная стоимость автоматических измерительных систем контроля выбросов с установкой, включая поставку, монтаж, пуско-наладочные работы, основанная на мониторинге закупок (по данным сайта https://zakupki.gov.ru/), до февраля 2022 г. составляла около 30 млн. рублей. В связи с изменением экономической обстановки стоимость данных работ в настоящее время может составить более 40 млн. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)") в части корректировки положений о формировании программы проверок на основании поступившего извещения об утверждении плана мероприятий по достижению квот выбросов, направляемого юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах.
Основание: статья 2 Законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
Срок подготовки - в течение четырех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ".
Основание: статья 3 Законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
Срок подготовки - в течение четырех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.