Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 201616-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов от 2 сентября 2022 г. (по базовому варианту).
Составление бюджета Фонда осуществлено на основании актуализированных параметров.
Наименование показателей |
Прогноз |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Фонд заработной платы работников организаций, млрд. рублей |
прогноз от 17 мая 2022 г. |
31 702 |
35 231 |
38 245 |
41 404 |
прогноз от 2 сентября 2022 г. |
32 814 |
35 826 |
38 767 |
41 649 |
|
отклонение |
1 112 |
595 |
522 |
245 |
|
Индекс потребительских цен |
прогноз от 17 мая 2022 г. |
1,175 |
1,061 |
1,040 |
1,040 |
прогноз от 2 сентября 2022 г. |
1,124 |
1,055 |
1,040 |
1,040 |
|
отклонение |
-0,051 |
-0,006 |
0 |
0 |
|
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы, % |
прогноз от 17 мая 2022 г. |
112,1 |
109,9 |
107,7 |
106,5 |
прогноз от 2 сентября 2022 г. |
111,6 |
108,7 |
107,7 |
107,0 |
|
отклонение |
-0,5 пп |
-1,2 пп |
0 |
+0,5 пп |
Фонд заработной платы в прогнозе от 2 сентября 2022 г. увеличился в 2023 году на 595 млрд. рублей, в 2024 году - на 522 млрд. рублей, в 2025 году - на 245 млрд. рублей по сравнению с прогнозом, положенным в основу основных характеристик бюджета Фонда на 2023 - 2025 годы, от 17 мая 2022 г.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2022 г. в количестве 144,6 млн. человек, в том числе работающего населения - 63,7 млн. человек, неработающего населения - 80,9 млн. человек.
По сравнению с 1 января 2021 г. общая численность застрахованных лиц уменьшилась на 475,0 тыс. человек (на 0,3%), в том числе работающего населения - на 50,8 тыс. человек (на 0,1%), неработающего населения - на 424,2 тыс. человек (на 0,5%).
Изменились показатели для расчета страховых взносов за работающее население, проектируемые главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой: коэффициент собираемости в расчетах принят на уровне 0,9987, коэффициент корректировки фонда заработной платы 1,01, в том числе для определения облагаемой базы в пределах установленной предельной величины - в размере 0,903 и свыше установленной предельной величины базы - 0,107, тогда как в бюджете на 2022 - 2024 годы эти показатели составляли соответственно 0,9999 и 1,022.
С учетом новых параметров основные характеристики бюджета Фонда представлены следующими данными:
(млн. рублей)
Показатели |
2022 год (утверждено) |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Остатки на начало года |
104 425,3 |
182 064,7 |
98 171,0 |
30 505,7 |
Всего доходов |
2 779 212,4 |
3 135 418,3 |
3 366 000,0 |
3 591 898,6 |
Всего расходов |
2 801 058,7 |
3 219 312,1 |
3 433 665,2 |
3 611 975,5 |
Дефицит (-), профицит (+) |
- 21 846,2 |
- 83 893,8 |
- 67 665,2 |
- 20 076,9 |
Остатки на конец года |
82 579,1 |
98 171,0 |
30 505,7 |
10 428,8 |
Бюджет Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сбалансирован за счет переходящих остатков.
Доходы
Доходная часть бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов спрогнозирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2023 год в сумме 3 135,4 млрд. рублей, на 2024 год - 3 366,0 млрд. рублей, на 2025 год - 3 591,9 млрд. рублей.
(млн. рублей)
Показатели |
2022 год (утверждено) |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Всего доходов, в том числе: |
2 779 212,4 |
3 135 418,3 |
3 366 000,0 |
3 591 898,6 |
Страховые взносы на ОМС, из них: |
2 447 761,1 |
2 686 384,8 |
2 896 593,1 |
3 104 892,5 |
на ОМС работающего населения |
1 633 999,2 |
1 788 237,8 |
1 932 694,9 |
2 077 216,7 |
на ОМС неработающего населения |
813 761,9 |
898 147,0 |
963 898,2 |
1 027 675,8 |
Налоговые доходы |
5 424,1 |
14 915,0 |
15 514,6 |
16 138,6 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
326 027,3 |
429 427,1 |
448 039,9 |
463 539,2 |
Прочие неналоговые доходы |
|
4 691,4 |
5 852,4 |
7 328,2 |
По доходам бюджета Фонда отмечается положительная динамика по страховым взносам на ОМС и налоговым доходам. В 2023 году их размер увеличится по сравнению с предыдущим годом на 248,1 млрд. рублей (на 10,1%), в 2024 году - на 210,8 млрд. рублей (на 7,8%), в 2025 году - на 208,9 млрд. рублей (на 7,2%).
Основным источником доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, на долю которых приходится в 2023 году 85,7%, в 2024 году - 86,1%, в 2025 году - 86,4%.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2023 год в сумме 2 686,4 млрд. рублей, на 2024 год - 2 896,6 млрд. рублей, на 2025 год - 3 104,9 млрд. рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Расчет страховых взносов на ОМС работающего населения произведен с учетом вступающих в силу с 1 января 2023 г. Федеральных законов от 14 июля 2022 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и N 264-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 1 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающих введение единого тарифа страхового взноса для государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов в размере 30% и свыше установленной единой предельной величины базы - 15,1%, норматива отчислений в Фонд - 18,3%.
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год в размере 35 826 млрд. рублей, на 2024 год - 38 767 млрд. рублей, на 2025 год - 41 649 млрд. рублей. Для расчета поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения использовались данные отчетности Федеральной налоговой службы за 2021 год по форме 8-СВ "О базе для начисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам" и других форм налоговой отчетности.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2023 год в сумме 1 788,2 млрд. рублей, 2024 год - 1 932,7 млрд. рублей, на 2025 год - 2 077,2 млрд. рублей, что меньше по сравнению с параметрами проекта основных характеристик бюджета Фонда на 2023 - 2025 годы по прогнозу от 17 мая 2022 г. на 48,8 млрд. рублей, 58,7 млрд. рублей, 79,5 млрд. рублей соответственно. Указанное снижение обусловлено установлением норматива отчисления в Фонд в размере 18,3% от единого тарифа страхового взноса и единых пониженных тарифов страховых взносов для новых групп категорий плательщиков (в основном за счет субъектов малого и среднего предпринимательства), а также другими новеллами, связанными с введем вышеуказанных федеральных законов по установлению единого тарифа страховых взносов.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2023 - 2025 годах рассчитан в пределах установленной единой предельной величины базы по тарифу 5,5%, свыше установленной единой предельной величины базы - 2,8%. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы на ОМС в пределах установленной единой предельной величины базы в сумме в 2023 году - 1 515,4 млрд. рублей, в 2024 году - 1 639,8 млрд. рублей, в 2025 году - 1 765,5 млрд. рублей; свыше установленной единой предельной величины базы в 2023 году - в сумме 105,3 млрд. рублей, в 2024 году - 114,0 млрд. рублей, в 2025 году - 122,6 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в пределах установленной единой предельной величины базы в 2023 году в сумме 117,4 млрд. рублей, в 2024 году - 127,0 млрд. рублей, в 2025 году - 135,5 млрд. рублей; свыше установленной единой предельной величины базы - в 2023 году в сумме 15,5 млрд. рублей, в 2024 году - 16,8 млрд. рублей, в 2025 году - 18,0 млрд. рублей.
Для плательщиков, производящих выплаты в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2023 - 2025 годах рассчитан по тарифу 5,1%. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы в 2023 году в сумме 6,0 млрд. рублей, в 2024 году - 6,5 млрд. рублей, в 2025 году - 7,0 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитано исходя из среднегодовой численности данной категории плательщиков за 2020 год (3,4 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы, совокупного фиксированного размера 45 842 рублей и норматива отчисления в Фонд - 19,8922%. Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории плательщиков планируются в 2023 - 2025 годах в сумме по 28,5 млрд. рублей ежегодно.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 января 2022 г. в количестве 80,9 млн. человек (по данным единого регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Также во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 24 июня 2022 г. N ТГ-П12-1-523 при расчете страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения учтены предложения подготовленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в части определения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг", который согласован в установленном порядке с Минфином России, Минтрудом России, прошел правовую экспертизу. В целях общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы проект федерального закона с 19 августа по 2 сентября 2022 г. размещен на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заключений независимых экспертов не поступило.
На 2023 - 2025 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг, установленных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в следующих объемах: на 2023 год в сумме 898,1 млрд. рублей, на 2024 год - 963,9 млрд. рублей, на 2025 год - 1 027,7 млрд. рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,366, 1,466, 1,563).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
В бюджете Фонда предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2023 год в размере 429,4 млрд. рублей, на 2024 год - 448,0 млрд. рублей, на 2025 год - 463,5 млрд. рублей, распределение которых характеризуется следующими данными:
(млн. рублей)
Показатели |
2022 год (утверждено) |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, всего, в том числе: |
326 027,3 |
429 427,1 |
448 039,9 |
463 539,2 |
на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов |
47 501,5 |
149 390,0 |
161 653,6 |
170 679,7 |
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями |
140 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
на обеспечение нестраховых расходов (ВМП вне базовой программы ОМС и родовой сертификат) |
121 325,8 |
130 037,1 |
136 386,2 |
142 476,6 |
на проведение медицинской реабилитации |
9 200,0 |
10 000,0 |
10 000,0 |
10 382,9 |
В бюджет Фонда предоставляются межбюджетные трансферты на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов, на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю "Онкология", на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, на оплату родового сертификата.
Кроме того, бюджету Фонда в целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. предусмотрены, начиная с 2022 года межбюджетные трансферты из федерального бюджета на проведение медицинской реабилитации.
Расчет выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС работающего населения произведен с учетом вступающих в силу с 1 января 2023 г. положений Федеральных законов от 14 июля 2022 г. N 239-ФЗ и N 264-ФЗ, в соответствии с нормами статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" по данным отчетности Федеральной налоговой службы по форме N 8-СВ о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов за 2021 год по категориям плательщиков, для которых установлен пониженный тариф пределах установленной единой предельной величины базы и свыше установленной единой предельной величины базы.
Размер выпадающих доходов бюджета Фонда по страховым взносам на ОМС работающего населения по сравнению с объемами, одобренными в проекте основных характеристик бюджета Фонда на 2023 - 2025 годы, увеличится в 2023 году на 85,0 млрд. рублей, в 2024 году - на 91,7 млрд. рублей, в 2025 году - на 98,6 млрд. рублей, что обусловлено установлением единых пониженных тарифов страховых взносов для новых групп категорий плательщиков с учетом норматива отчисления в Фонд в размере 18,3% (в основном за счет субъектов малого и среднего предпринимательства).
При расчете межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда учтены дополнительные категории плательщиков страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации - российские организации, зарегистрированные на территории Курильских островов и организации, производящие вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
Налоговые поступления
Объем поступлений налога на профессиональный доход, налогов на совокупный доход, а также задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам планируется на 2023 год в сумме 14,9 млрд. рублей, на 2024 год - 15,5 млрд. рублей, на 2025 год - 16,1 млрд. рублей, объем которых подтвержден главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой.
Прочие неналоговые поступления
Объем доходов бюджета Фонда от прочих неналоговых поступлений, которые не имеют системного (регулярного) характера, рассчитан в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, администрируемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом Фонда от 18 января 2022 г. N 7а, и планируется на 2023 год в сумме 4,7 млрд. рублей, на 2024 год - 5,9 млрд. рублей, на 2025 год - 7,3 млрд. рублей.
Расходы
Расходные обязательства бюджета Фонда на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов обеспечивают цели и задачи развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2023 год в сумме 3 219,3 млрд. рублей, на 2024 год - 3 433,7 млрд. рублей, на 2025 год - 3 612,0 млрд. рублей.
Распределение расходов по отдельным направлениям характеризуется следующими данными:
(млн. рублей)
Показатели |
2022 год (утверждено) |
2022 год (сводная бюджетная роспись) |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Всего расходов, в том числе: |
2 801 058,7 |
2 803 030,2 |
3 219 312,1 |
3 433 665,2 |
3 611 975,5 |
Финансовое обеспечение базовой программы ОМС |
2 461 274,2 |
2 461 274,2 |
2 746 943,7 |
2 945 366,1 |
3 107 361,2 |
Средства ФГУ на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС (в 2022 году в составе НСЗ ) |
154 381,2 |
154 381,2 |
163 644,0 |
172 644,5 |
182 139,9 |
Оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
112 517,9 |
112 519,7 |
120 328,3 |
126 527,5 |
132 785,4 |
Средства, передаваемые бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (родовой сертификат) |
14 265,3 |
14 267,1 |
15 166,1 |
15 316,1 |
15 148,5 |
Изготовление полисов ОМС |
1 258,4 |
1 258,4 |
1 246,6 |
1 121,9 |
1 009,7 |
Нормированный страховой запас |
210 461,1* |
210 461,1* |
170 427,8 |
171 103,3 |
171 912,1 |
Финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда, всего |
1 281,7 |
1 281,7 |
1 555,5 |
1 585,9 |
1 618,7 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем |
0,0 |
168,0 |
0 |
0 |
0 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем (в соответствии с общенациональным планом) |
0 |
1 800,0 |
0 |
0 |
0 |
------------------------------
* В том числе 154 381,2 млн. рублей на оказание федеральными медицинскими организациями медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС
------------------------------
Основной статьей расходов бюджета Фонда является субвенция, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предоставляется в бюджеты территориальных фондов ОМС в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится более 86 процентов.
В бюджете Фонда предусмотрена субвенция для распределения по субъектам Российской Федерации в размере: на 2023 год - 2 746,9 млрд. рублей, на 2024 год - 2 945,4 млрд. рублей, на 2025 год - 3 107,4 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции в 2023 году составит 285,7 млрд. рублей, или 11,6%, в 2024 году - 198,4 млрд. рублей (7,2%), в 2025 году - 162,0 млрд. рублей (5,5%).
На 2023 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", на основе данных о численности застрахованных лиц на 1 января 2022 г., подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации и коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе ОМС.
Планируемый размер субвенции обеспечивает подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2023 год в размере 15 823,6 рублей, на 2024 год - 16 966,6 рублей, на 2025 год - 17 899,76 рублей, который предусмотрен в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Указанные размеры подушевого норматива рассчитаны исходя из нормативов объемов медицинской помощи, входящей в базовую программу ОМС, в расчете на 1 застрахованное лицо и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, запланированных в проекте названной Программы и сформированных в том числе с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации от 2 сентября 2022 г.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (часть 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
Размер субвенции обеспечивает:
сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 с учетом доли средств ОМС в фонде оплаты врачей в размере 79,8%, среднего медицинского персонала - 83,0%;
увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября;
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения.
увеличение предельного значения коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг для регионов Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ) и Ненецкого автономного округа с 5,5 до 6,5. Данная мера обеспечит увеличение размера субвенции для названных регионов в 2023 году на 4,6 млрд. рублей, в 2024 году - на 4,9 млрд. рублей, в 2025 году - на 5,2 млрд. рублей. Указанные расходы предусмотрены за счет средств ОМС. В целях реализации указанного мероприятия подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, который вносится одновременно с проектом федерального закона о бюджете Фонда.
в целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. объем субвенции предусматривает мероприятия по медицинской реабилитации застрахованных лиц, перенесших COVID-19, которые учтены в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. С учетом эпидемиологической ситуации на указанные цели в 2023 - 2025 годах предусматривается на 2023 и 2024 годы по 10,0 млрд. рублей, на 2025 год - 10,4 млрд. рублей. Указанные расходы предусмотрены за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда.
На финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями, запланировано на 2023 год 163,6 млрд. рублей, на 2024 год - 172,6 млрд. рублей, на 2025 год - 182,1 млрд. рублей. Указанное решение позволит повысить доступность указанной медицинской помощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания, доведя ее объем до 60% от общего объема оказываемой специализированной медицинской помощи согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. С 2023 года объемы финансового обеспечения на указанные цели предусматриваются по отдельной целевой статье расходов. Объемы финансового обеспечения определены с учетом включения новых методов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства с учетом увеличения на темп роста заработной платы и индекс потребительских цен по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. на 2023 год в сумме 120,3 млрд. рублей, на 2024 год - 126,5 млрд. рублей, на 2025 год - 132,8 млрд. рублей.
В рамках демографической политики в 2023 - 2025 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2023 году - 15,2 млрд. рублей, в 2024 году - 15,3 млрд. рублей, в 2025 году - 15,1 млрд. рублей с учетом прогнозируемого уровня рождаемости.
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в законопроекте учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца с учетом ежегодного сокращения их количества на 10% в связи с постепенным переходом на электронный полис. На указанные цели запланировано на 2023 год - 1,2 млрд. рублей, на 2024 год - 1,1 млрд. рублей, на 2025 год - 1,0 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2023 год в сумме 170,4 млрд. рублей, на 2024 год - 171,1 млрд. рублей, 2025 год - 171,9 млрд. рублей.
Указанные средства будут направляться на финансовое обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования в размере 1,6 млрд. рублей ежегодно. Расходы на указанные цели составят 0,05% от общих расходов бюджета Фонда.
Размер дефицита бюджета Фонда прогнозируется на 2023 год в сумме 83,9 млрд. рублей, на 2024 год - 67,7 млрд. рублей, на 2025 год - 20,1 млрд. рублей, который будет покрыт переходящими остатками средств.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов от 2 сентября 2022 г.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Фонда на 2023 год в сумме 3 135,4 млрд. рублей, на 2024 год - 3 366,0 млрд. рублей, на 2025 год - 3 591,9 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусмотрены:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: в 2023 - 2025 годах по 140,0 млрд. рублей ежегодно;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2023 год - 130,0 млрд. рублей, на 2024 год - 136,4 млрд. рублей, на 2025 год - 142,5 млрд. рублей;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением ряду плательщиков страховых взносов пониженных тарифов: в 2023 году - 149,4 млрд. рублей, в 2024 году - 161,7 млрд. рублей, в 2025 году - 170,7 млрд. рублей;
на проведение медицинской реабилитации: в 2023 году - 10,0 млрд. рублей, в 2024 году - 10,0 млрд. рублей, в 2025 году - 10,4 млрд. рублей;
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 3 219,3 млрд. рублей, на 2024 год - 3 433,7 млрд. рублей, на 2025 год - 3 612,0 млрд. рублей.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрена субвенция на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС: на 2023 год - 2 746,9 млрд. рублей, на 2024 год - 2 945,4 млрд. рублей, на 2025 год - 3 107,4 млрд. рублей.
На предоставление средств федеральным государственным учреждениям на оказание медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования предусмотрено на 2023 год - 163,6 млрд. рублей, на 2024 год - 172,6 млрд. рублей, на 2025 год - 182,1 млрд. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета Фонда в 2023 году 120,3 млрд. рублей, в 2024 году - 126,5 млрд. рублей, в 2025 году - 132,8 млрд. рублей.
Планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2023 год в сумме 15,2 млрд. рублей, на 2024 год в сумме 15,3 млрд. рублей, на 2025 год - 15,1 млрд. рублей, с учетом стоимости родового сертификата 12,0 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца предусмотрены на 2023 в сумме 1,2 млрд. рублей, на 2024 год в сумме 1,1 млрд. рублей и на 2025 год в сумме 1,0 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса 2023 год в сумме 170,4 млрд. рублей, на 2024 год - 171,1 млрд. рублей, 2025 год - 171,9 млрд. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме по 1,6 млрд. рублей ежегодно.
Бюджет Фонда сбалансирован в 2023 - 2025 годах за счет переходящих остатков.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" потребует издания следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Срок подготовки - 1 месяц со дня официального опубликования федерального закона.
Головной исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения".
Срок подготовки - 1 месяц со дня официального опубликования федерального закона.
Головной исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проекта нормативного правового акта |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" |
Статья 51 законопроекта |
Одновременно с проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" |
Уточнение периода предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФОМС |
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в части определения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг" |
Приложение к законопроекту |
Одновременно с проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" |
Изменение порядка расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащего в соответствии со статьями 8 и 24 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" уплате страхователями для неработающих граждан - уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за счет изменения порядка определения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, ФОМС |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.