Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения особенностей регулирования промышленной безопасности при организации и проведении сварочных работ на опасных производственных объектах.
Подавляющее большинство опасных производственных объектов и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, создаются и обслуживаются с применением сварки, и некачественное либо небезопасное проведение сварочных работ на опасных производственных объектах является одной из причин разрушения конструкций и возникновения аварий.
Требования к организации сварочных работ содержатся в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. N 519.
Указанные федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности подготовлены и изданы в рамках реализации Плана мероприятий ("Дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 мая 2019 г. N 4714п-П36, предусматривающего отмену всех обязательных требований, проверяемых при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение вместо них с 1 января 2021 г. новых (актуализированных) требований.
Также отдельные требования к организации сварочных работ содержатся в ряде актов, изданных Госгортехнадзором России:
постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 30 октября 1998 г. N 63 "Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства";
постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 25 июня 2002 г. N 36 "Об утверждении новой редакции '^Технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства";
постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 19 июня 2003 г. N 102 "Об утверждении Порядка применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов";
постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 19 июня 2003 г. N 103 "Об утверждении Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов".
Перечисленные акты Госгортехнадзора России в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" подлежали отмене с 1 января 2021 г., при этом ни Правительство Российской Федерации, ни Ростехнадзор, ни какой-либо иной федеральный орган исполнительной власти в настоящее время действующим законодательством не наделены полномочиями по определению механизма проверки готовности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) обязательные требования, предусматривающие установление в отношении граждан и организаций разрешительных режимов (в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы, получения согласований, заключений и иных разрешений), устанавливаются федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами, - нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В этой связи в целях исключения правового пробела в регулировании постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2354 "О внесении изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N 1192" и от 30 декабря 2020 г. N 2355 "Об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" срок действия актов Госгортехнадзора России, регулирующих вопросы производства сварочных работ на опасных производственных объектах, продлен, а Ростехнадзору поручено подготовить законопроект, направленный на законодательное урегулирование механизма проверки готовности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах.
Особый срок вступления в силу законопроекта соответствует положениям Федерального закона N 247-ФЗ, обусловлен необходимостью подготовки и принятия нормативных правовых актов для реализации положений законопроекта, а также необходимостью адаптации хозяйствующих субъектов к изменениям в правовом регулировании.
Принятие законопроекта позволит исключить ситуацию, когда отсутствие законодательного урегулирования в указанной области с 1 марта 2023 г. приведет к правовому пробелу в вопросах обеспечения безопасности опасных производственных объектов, на которых осуществляются сварочные работы.
В целях снижения риска возникновения аварий посредством обеспечения соблюдения требований при организации и проведении сварочных работ на опасных производственных объектах законопроектом предусмотрено, что сварочные работы при строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, должны проводить только юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах. Проверку готовности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах проводят юридические лица (аттестационные центры), являющиеся членами общероссийских профессиональных объединений - некоммерческих организаций в организационно-правовой форме ассоциации (союза).
Положения законопроекта в данной части основываются на действующей системе аттестации технологий и работников организаций, осуществляющих сварочные работы на опасных производственных объектах, реализуемой профессиональными объединениями (ассоциации, союзы) в области аттестации сварочного производства.
Аналогичные формы профессиональных объединений применены в действующем законодательстве, в частности, "профессиональные объединения страховщиков" в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" и Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В соответствии с положениями законопроекта требования к прохождению проверки готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах будут распространяться на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как эксплуатирующих опасные производственные объекты, так и привлекаемых для проведения сварочных работ на объекте.
Законопроект предусматривает, что контроль за выполнением профессиональным объединением обязательных требований будет осуществляться в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положениями законопроекта в целях обеспечения гарантий возмещения вреда или ущерба охраняемым законом Российской Федерации ценностям, причиненного в результате нарушения аттестационными центрами требований к проверке готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах предусматривается установление субсидиарной ответственности профессионального объединения для случаев недостаточности собственных средств аттестационного центра для возмещения такого вреда или ущерба. При этом согласно положениям статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае возмещения вреда, причиненного указанными действиями (бездействиями) аттестационного центра, за счет средств профессионального объединения - оно имеет право обратного требования (регресса) к такому аттестационному центру в размере выплаченного возмещения, таким образом положениями законопроекта в совокупности с действующими положениями гражданского законодательства исключена возможность злоупотреблений со стороны аттестационных центров, связанных с уклонением от возмещения причиненного вреда.
Законопроект не устанавливает требований к техническим устройствам, применяемым при проведении сварочных работ. Положения законопроекта устанавливают требования промышленной безопасности к сварочным работам в части проверки готовности персонала и организаций к выполнению сварки на опасном производственном объекте.
Законопроект не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для юридических и физических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не вводит новые виды государственного контроля (надзора) и новые виды разрешительной деятельности, не содержит норм, устанавливающих ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300.
В целом реализация положений законопроекта позволит устранить имеющиеся пробелы и несоответствия в правовом регулировании отношений, связанных с промышленной безопасностью, и будет способствовать совершенствованию механизмов деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по защите жизненно важных интересов личности и общества от техногенных аварий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1. Приказ Ростехнадзора "Об утверждении требований к организациям, являющимся членами общероссийского профессионального объединения организаций, осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, и требований к организациям, претендующим на вступление в профессиональное объединение".
Обоснование: пункт 6 проектируемой статьи 8.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Срок подготовки: 4 месяца со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Описание: утверждение требований к организациям, являющимся членами общероссийского профессионального объединения организаций, осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор.
2. Приказ Ростехнадзора "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к организации сварочных работ на опасных производственных объектах".
Обоснование: пункт 2 проектируемой статьи 8.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Срок подготовки: 4 месяца со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Описание: приведение в соответствие с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ в части требований к осуществлению сварочных работ на опасном производственном объекте.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор.
3. Приказ Ростехнадзора "Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о соответствии общероссийского профессионального объединения организаций, осуществляющих проверку готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах, требованиям, предъявляемым к таким организациям".
Обоснование: пункт 10 проектируемой статьи 8.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Срок подготовки: 4 месяца со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Описание: реализация изменений, внесенных законопроектом в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор.
4. Приказ Ростехнадзора "Об утверждении порядка и критериев проведения проверки готовности к выполнению сварочных работ на опасных производственных объектах".
Обоснование: пункт 4 проектируемой статьи 8.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Срок подготовки: 4 месяца со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Описание: реализация изменений, внесенных законопроектом в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.