Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 220142-8 "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 04 октября 2022 года N 5 "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" и направлен на урегулирование отдельных вопросов интеграции Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей в правовую систему Российской Федерации в части, касающейся определения порядка применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Проектом федерального закона устанавливается, что преступность и наказуемость деяний, совершенных на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей до 30 сентября 2022 года, а также иные уголовно-правовые последствия этих деяний определяются в соответствии с нормами уголовного законодательства Российской Федерации.
С учетом международных стандартов уголовного судопроизводства проектом федерального закона вводится запрет на поворот к худшему при квалификации деяния обвиняемого и назначении ему уголовного наказания.
Единство правового пространства будет обеспечено также посредством реализации предусмотренного проектом федерального закона положения о допустимости использования в российском уголовном процессе доказательств по уголовным делам, полученных до 30 сентября 2022 года, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, действовавшим на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей, а также положения, обеспечивающего на территории Российской Федерации признание законной силы решений, принятых судами Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей до указанной даты.
Проектом федерального закона предусмотрено, что в случае, если деяние, по которому досудебное расследование проводилось до 30 сентября 2022 года, по уголовному законодательству Российской Федерации не является преступлением, а также при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, вводятся положения, обеспечивающие приведение видов уголовного преследования и подследственности в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
С учетом того, что уголовно-процессуальное законодательство, действовавшее на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей до 30 сентября 2022 года, не предусматривало права обвиняемого и иных участников уголовного судопроизводства на ознакомление со всеми материалами уголовного дела, в целях обеспечения этого права в соответствии с законодательством Российской Федерации предусматривается процессуальная форма его реализации.
В целях исключения правовой неурегулированности в данной сфере положения проекта федерального закона предлагается распространить также на правоотношения, связанные с деяниями, совершенными на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей до 30 сентября 2022 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей"
Принятие федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей" не повлечет дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей"
Принятие федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.