Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 220739-8 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области возникла необходимость в интеграции новых субъектов в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации. Основным вопросом, который предстоит решить в рамках данной интеграции, является судьба исключительных прав на объекты промышленной собственности, действовавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины.
Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" не затрагивают вопросы, связанные с правовой охраной интеллектуальной собственности.
С учётом международного опыта представляется, что интеграция Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации может быть осуществлена в следующем порядке.
1. В процессе интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации должны соблюдаться общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
2. Возможность сохранить принадлежавшие права на территории Российской Федерации будет предоставлена:
- физическим лицам, получившим гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", статьей 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", статьей 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", статьей 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ " О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", обладающих исключительными правами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, географические указания и наименования мест происхождения товаров, действовавшими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины;
- юридическим лицам, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц, обладающих исключительными правами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, географические указания и наименования мест происхождения товаров, действовавшими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины.
Если лицо, указанное выше, подало в уполномоченный орган государственной власти Украины заявку на регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, географического указания или наименования места происхождения товара, но на 30 сентября 2022 года не получило охранный документ Украины, ему будет предоставлена возможность подать в Роспатент заявку на государственную регистрацию соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением даты приоритета по ранее поданной заявке.
Данные шаги, как представляется, расширят возможности субъектов предпринимательской деятельности Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области по ведению хозяйственной деятельности на территории других субъектов Российской Федерации. Сопутствующая переориентация хозяйствующих субъектов на ведение дел в Российской Федерации позитивно скажется на укреплении экономических связей Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области с другими субъектами Российской Федерации и, как следствие, на интеграцию данных субъектов в экономику Российской Федерации. Данные меры станут важным шагом в поддержке субъектов предпринимательской деятельности Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в их адаптации к ведению хозяйственной деятельности в Российской Федерации.
Столкновения прав, возникновение которых возможно в связи с сохранением исключительных прав, предлагается решать исходя из общих положений гражданского законодательства Российской Федерации, в том числе в рамках процедуры медиации, а также специальных положений, предусмотренных проектом федерального закона. Так, предлагается предоставить судам возможность накладывать на стороны спора обязательство использовать товарный знак, географическое указание или наименование места происхождения товара таким образом, чтобы такое использование исключало способность товарного знака, географического указания или наименования места происхождения товара вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, например, посредством дополнения этикетки товара элементами, позволяющими потребителю однозначно идентифицировать источник происхождения товара.
3. Для сохранения исключительных прав, действовавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины, от лица потребуется совершение определенных действий.
Под определенными действиями понимается обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган Российской Федерации в области интеллектуальной собственности для санкционирования действия этих прав на территории Российской Федерации, внесения объектов прав в соответствующие государственные реестры Российской Федерации и последующего их администрирования.
Таким образом, исключительные права сохранят лица, связывающие свою дальнейшую деятельность с Российской Федерацией и заинтересованные в Российской Федерации как в пространстве для коммерциализации принадлежащих им объектов промышленной собственности.
4. Сохранение исключительных прав, действовавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины, будет возможно только на основании акта уполномоченного органа Российской Федерации.
Общемировой практикой является то, что существование исключительных прав на объекты промышленной собственности признаётся постольку, поскольку это зафиксировано уполномоченным государственным (межгосударственным) органом в специальных реестрах.
После обращения заинтересованного лица в уполномоченный орган Российской Федерации в области интеллектуальной собственности он в установленном порядке санкционирует действие этих прав на территории Российской Федерации, вносит объекты прав в соответствующие государственные реестры Российской Федерации и осуществляет последующее их администрирование.
Интеграция Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации в предлагаемом порядке приведет к облегчению адаптации хозяйствующих субъектов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области к ведению хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации за счёт:
продолжения использования привычной им стратегии ведения хозяйственной деятельности (без возникновения потребности в её корректировке с учётом появления необходимости соблюдения исключительных прав, действовавших в Российской Федерации до присоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области);
возможного распространения исключительных прав на территорию Российской Федерации (сохранения приоритета по ранее поданной на территории Украины заявке) и получения сопутствующих этому преимуществ.
Законопроект вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. В указанный срок будут приняты нормативные правовые акты, необходимые для его реализации.
Принятие законопроекта не повлияет на реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" и его реализация не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует принятия приказа Федеральной службы по интеллектуальной собственности, утверждающего правила составления, подачи и рассмотрения заявления и документов, являющихся основанием для признания действия исключительного права на территории Российской Федерации.
Срок подготовки - 180 дней с момента принятия Федерального закона.
Ответственные исполнители - Роспатент, Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.