Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях совершенствования регулирования организационных основ противодействия распространению экстремистских материалов и направлен на уточнение одной из формулировок понятия экстремистской деятельности (экстремизма).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистской деятельности в числе других относятся публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения. К экстремистским материалам в соответствии с пунктом 3 статьи 1 данного Федерального закона относятся предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. При этом применение словосочетания "публичное демонстрирование" предполагает непосредственное участие нарушителя в деятельности, направленной на ознакомление с экстремистскими материалами неопределенного круга лиц (читателей, зрителей, радиослушателей, телезрителей). В связи с этим такой формат массового распространения экстремистских материалов, когда модератор публично демонстрирует лишь ссылки на них, вышеотмеченными определениями не охвачен.
Наиболее распространена такая практика в сети Интернет, где ссылка представляет собой набор букв, цифр, символов и согласно позиции судебных и правоохранительных органов не является предметом публичной демонстрации экстремистских материалов, даже если сопровождается кратким описанием. Наказуемым в данном случае является лишь перепост экстремистского материала, то есть публичная демонстрация его точной копии.
Новым способом обхода законодательных ограничений является также использование ссылок на интернет-ресурсы в виде изображения оптической метки в формате штрихового кода по технологии "QR" методом расклейки в местах массового скопления людей и высокого пешеходного трафика.
Проблема неполноты правового регулирования элементов понятия экстремистской деятельности приводит к сложностям квалификации деяния и привлечения виновных к ответственности за распространение и публичное демонстрирование экстремистских материалов.
Проектом предлагается уточнить понятие экстремистской деятельности, отнеся к ее проявлениям также и распространение унифицированных указателей ресурсов с информацией экстремистского содержания.
Одновременно проектом в целях единообразного правоприменения при противодействии экстремизму предлагается ввести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понятие унифицированного указателя ресурсов. Указанный термин учитывает определения понятий "унифицированный указатель", "унифицированный указатель ресурса (URL)", содержащиеся в Правилах оказания телематических услуг связи (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N 2607), Концепции развития государственной информационной системы промышленности (утв. приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 2091).
Также проектом в рамках использования в вышеуказанном Федеральном законе установленных в нем понятий предлагается предусмотреть норму, согласно которой в требовании уполномоченного органа о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, по удалению запрещенной, в том числе экстремистской, информации помимо указателя страницы сайта должен также содержаться унифицированный указатель иного информационного ресурса (при наличии такового), содержащий данную информацию.
Законопроект подготовлен с учетом предложений правоохранительных органов, направлен на противодействие угрозам, обусловленным использованием деструктивными общественно-политическими структурами механизма обхода законодательных ограничений о распространении запрещенной информации.
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат Государственной Думы |
Д. Гильмутдинов |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" повлечет необходимость внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 11 февраля 2019 года N 21 "Об утверждении Порядка идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам" и не повлечет признание утратившими силу, приостановление, дополнение или принятие иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат Государственной Думы |
Д. Гильмутдинов |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" повлечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, в связи с наделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, полномочием по указанию в требовании о принятии мер по ограничению доступа к сетевому изданию, информационному ресурсу, по удалению запрещенной информации унифицированного указателя ресурса, содержащего информацию экстремистского характера.
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат Государственной Думы |
Д. Гильмутдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.