Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 222568-8 "О внесении измерений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях поддержки строительной отрасли в условиях недружественных действий иностранных государств и направлен на решение проблемы расселения граждан из аварийного и ветхого жилого фонда.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" предусмотрено, что ранее заключенные договоры о развитии застроенных территорий сохраняют свое действие в соответствии с условиями таких договоров с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 18 указанного Федерального закона. При этом изменение и расторжение указанных договоров осуществляется в порядке, действовавшем на день заключения таких договоров.
В связи с этим заключенные на основании аукционов договоры о развитии застроенных территорий продолжают действовать, а на инвесторах-застройщиках и на органах местного самоуправления лежат обязанности по их своевременному исполнению. Процесс реализации проектов развития застроенных территорий длительный по времени (ориентировочно 5-10 лет) и включает в себя переселение жителей из ветхого и аварийного жилья, разработку и утверждение документации по планировке территории, формирование земельных участков, создание объектов недвижимого имущества в соответствии с вышеуказанной документацией, передачу объектов социальной инфраструктуры в собственность публичных образований.
Вместе с тем пандемия коронавируса и приостановление поставок ряда импортных строительных материалов и инженерного оборудования в связи с санкциями негативным образом повлияли на сроки реализации указанных договоров в регионах.
В адрес Воронежской областной Думы обращаются инвесторы-застройщики в связи с невозможностью выполнения предусмотренных мероприятий по развитию застроенной территории в рамках заключенных договоров в установленные сроки.
Несвоевременное освоение территорий, выход за сроки действия договоров влекут за собой расторжение договоров с инвесторами-застройщиками без компенсации понесенных затрат и применение предусмотренных договорами штрафных санкций. Результатом являются не только убытки застройщиков, но и оставшиеся неисполненными планы по преобразованию деградирующих городских территорий, переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. При этом действующее законодательство не позволяет продлять сроки договоров о развитии застроенной территории, что подтверждено судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2022 N 306-ЭС22-4039).
С апреля 2020 года по настоящее время федеральным законодательством (Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусмотрены меры поддержки арендаторам, которым предоставлены находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки (в том числе для целей строительства).
Меры поддержки инвесторов должны носить единообразный характер, поэтому целесообразно предусмотреть возможность продления договоров о развитии застроенных территорий.
В связи с этим предлагается дополнить Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормой о возможности заключения между инвестором-застройщиком и органом местного самоуправления дополнительного соглашения к договору о развитии застроенной территории в части увеличения срока действия такого договора до трех лет.
Предлагаемые Воронежской областной Думой изменения в действующее федеральное законодательство были направлены и получили поддержку в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, и регионов страны с центрами - городами-миллионниками.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений В отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.