Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 237186-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Право на доступ граждан России к информации закреплено Конституцией Российской Федерации (часть 4 статьи 29).
Доступ граждан к информации реализуется различным способами, из которых наиболее распространенным и востребованным является использование различных электромагнитных систем (в том числе через телерадиовещание, информационно-телекоммуникационные сети) путем оказания гражданам услуг связи в соответствии с законодательством о связи.
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры - одно из ключевых условий реализации принципов построения информационного общества.
В настоящее время доступ к качественным услугам связи является неотъемлемой потребностью граждан. В этой связи особое значение имеет размещение сетей связи и их эксплуатация в многоквартирных жилых домах (далее - МКД), где проживает большинство населения Российской Федерации.
Заключая с оператором связи договор на оказание услуг связи, собственник квартиры (наниматель жилого помещения) в МКД реализует, таким образом, свое конституционное право на доступ к информации. Вместе с тем, на практике граждане зачастую не в силах реализовать это право, ввиду несовершенства действующего законодательства.
Так, в соответствии со статьями 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, для размещения оборудования связи в общедомовом имуществе необходимо принятия решения не менее 2/3 собственников помещений МКД на общем собрании собственников.
Между тем, обеспечить присутствие на собрании собственников жилья в указанном количестве - практически невозможно. В результате это приводит к массовым злоупотреблениям со стороны лиц, уполномоченных на управление жилым фондом, которые используют непрозрачные схемы согласования размещения оборудования, фактически монополизируя право доступа операторов связи в МКД.
Согласно имеющимся данным, расходы операторов за размещение инфраструктуры связи в МКД ежегодно возрастают. Так, если в 2019 году расходы ПАО "Ростелеком" составляли 1 493 млн. руб., то в 2022 году они превысили уже 1,8 млрд. руб. Затраты ПАО "МТС" выросли с 404,5 млн. руб. (2019) до 557,4 млн. руб. (2022), затраты АО "ЭР-Телеком Холдинг" с 713,1 млн. руб. (2019) до 806,7 млн. руб. (2022). Общие расходы крупнейших операторов связи на аренду и размещение инфраструктуры в МКД составляют порядка 10 млрд. руб., что соответствует примерно 2% их годовой выручки. Следует при этом учесть, что речь идет исключительно об оплате доступа в МКД, которая не включает в себя расходы на электроэнергию, производство и монтаж оборудования.
В свою очередь, отсутствие конкуренции при доступе операторов связи в МКД значительно ущемляет права собственников (нанимателей) жилых помещений, которые лишены возможности самостоятельно выбрать оператора, наиболее полно отвечающего их потребностям и запросам.
Президентом Российской Федерации по итогам заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 года был утвержден Перечень поручений от 1 сентября 2022 года N Пр-1553, пунктом 2 которых определены следующие задачи:
- закрепление безвозмездности размещения в многоквартирных домах телекоммуникационного оборудования операторов связи, необходимого для обеспечения высокоскоростного доступа собственников жилья к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- определение возможности подключения оператором связи многоквартирных домов к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основе утвержденных типовых технических условий и договора с одним из собственников жилья без необходимости принятия решения всеми собственниками жилья;
- введение до 2024 года моратория на повышение платы за использование операторами связи объектов государственной и муниципальной собственности для размещения телекоммуникационного оборудования;
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан во исполнение указанного поручения.
Законопроектом предусматривается:
1. Безвозмездное размещение сетей связи и доступ к ним операторам связи в МКД (за исключением платы за потребляемую электроэнергию).
2. Размещение сетей связи в МКД по желанию любого собственника (нанимателя) без необходимости принятия решения общим собранием собственников.
3. Установление Правительством Российской Федерации единого порядка размещения сетей связи в МКД оператором связи, заключившим договор об оказании услуг связи с собственником (нанимателем) жилого помещения. Такой порядок также должен включать в себя требования по размещению в МКД сетей связи и порядок взаимодействия между оператором связи и лицом, осуществляющим управление МКД.
4. Введение моратория (до 31 декабря 2024 года) на повышение размера платы по договорам, предусматривающим размещение инфраструктуры связи на объектах государственного или муниципального имущества.
Таким образом, Законопроект направлен на защиту законных интересов и конституционных прав граждан путем создания недискриминационных (равных) условий доступа всех операторов связи к инфраструктуре МКД, создает важные условия развития современной телекоммуникационной среды.
Принятие Законопроекта станет действенной мерой поддержки отрасли и развития инфраструктуры, в том числе с учетом необходимости исполнения подпункта "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (о доведении доли домохозяйств, обеспеченных широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97%).
Принятие Законопроекта не повлечет за собой негативные социально-экономические, финансовые и иные последствия при его реализации, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В Законопроекте не содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.