Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 15 ноября 2022 г. N 3.8-04/5015@
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 ноября 2022 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 28 сентября 2022 года с наименованием "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", принят в первом чтении 18 октября 2022 года, во втором и третьем чтениях - 10 ноября 2022 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу были направлены поправки, которые отклонены.
Федеральным законом вносятся изменения в части исчисления и уплаты акцизов, предусматривающие признание подакцизным товаром сахаросодержащих напитков. Сахаросодержащими напитками в соответствии с Федеральным законом признаются упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой и минеральной воды напитки (кроме изготовленных и упакованных организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания), в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед, и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2 процента включительно. Не будут признаваться подакцизным товаром специализированные напитки, прошедшие государственную регистрацию специализированной пищевой продукции и включенные в единый реестр специализированной пищевой продукции, а также напитки брожения, квасы с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно, соки, нектары, сокосодержащие напитки, кисели и напитки на растительной основе, произведенные из зерна, злаковых, зернобобовых, масличных, а также обогащенная пищевая продукция.
Данное положение Федерального закона направлено на реализацию мероприятий федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом".
Вместе с тем, Комитет отмечает, что в редакции проекта Федерального закона к первому чтению к объекту налогообложения относились не только напитки, содержащие натуральный сахар и сахарозаменители, но и производимые напитки на основе иных подслащивающих веществ, синтетических сахарозаменителей. В связи с исключением из числа подакцизных напитков, напитков, содержащих синтетические сахарозаменители Комитет обращает внимание, что употребление напитков на основе синтетических сахарозаменителей также сопряжено с риском причинения вреда здоровью и может оказывать негативное воздействие на человека. Особое внимание стоит обратить на то, что ряд синтетических сахарозаменителей противопоказан детям и подросткам, которые являются основными потребителями сахаросодержащих напитков.
Также Федеральным законом предусмотрены изменения в отношении страховых взносов, которые обусловлены возникшим в 2021 - 2022 годах отставанием планового темпа роста заработной платы (на который с 2022 года индексируется предельная величина базы для исчисления страховых взносов) от фактического. В связи с этим начиная с 2023 года восстанавливается порядок ежегодного определения предельной величины базы для обложения страховыми взносами, действовавший в 2021 году. Данная величина устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и примененного к нему коэффициента 2,3. Данный механизм расчета предельной величины базы позволит восстановить облагаемый страховыми взносами уровень выплат физическим лицам и учитывать фактически сложившийся размер заработной платы.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 14 установлены иные сроки вступления их в силу.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.