Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 242404-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования мероприятий по инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Положения законопроекта затрагивают правоотношения по выявлению, исследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - НВОС), а также по ликвидации такого вреда в отношении объектов, относящихся к публичной собственности или являющихся бесхозяйными.
При этом положения законопроекта не распространяются на объекты, находящиеся в частной собственности. При выявлении собственников объектов НВОС их ликвидация должна осуществляться в соответствии со статьями 77 и 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
По данным субъектов Российской Федерации, на территории Российской Федерации выявлено 1929 объектов НВОС, при этом точное количество объектов НВОС пока неизвестно, кроме того, отсутствует достоверная информация о степени опасности воздействия таких объектов на здоровье граждан и продолжительность их жизни.
В связи с этим, а также в рамках реализации федерального проекта (социально-экономической инициативы) "Генеральная уборка" (далее - инициатива) законопроектом предусмотрено совершенствование процедуры выявления таких объектов, их исследования и оценки.
Законопроектом предусмотрено сохранение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по выявлению объектов НВОС. При этом уточняется, что выявление объектов НВОС применительно к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, применительно к иным территориям (акваториям) - органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Выявление объектов НВОС осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем полномочия по исследованию и оценке объектов ИВОС, выполнение которых требует в том числе проведения специальных исследований, лабораторных анализов, переносятся на федеральный уровень.
Так, исследование и оценка объектов НВОС, в том числе оценка воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, будут осуществляться уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (соответственно Росприроднадзором, Роспотребнадзором) с привлечением подведомственных им государственных учреждений на основании государственного задания. При этом законопроектом предоставляется право органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти осуществлять самостоятельно исследование и оценку объектов НВОС, за исключением оценки воздействия таких объектов на жизнь и здоровье граждан.
Представляется, что данная мера будет способствовать более качественной подготовке документации в отношении выявленных объектов НВОС в целях их включения в государственный реестр объектов НВОС и их категорированию для определения приоритетности работ по ликвидации наиболее опасных объектов НВОС.
В настоящее время в соответствии с пунктом 11 Правил ликвидации накопленного вреда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N 542, проект ликвидации накопленного вреда окружающей среде направляется исполнителем на проведение необходимых экспертиз в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, до согласования с Росприроднадзором.
Несмотря на то, что на практике практически все проекты ликвидации объектов НВОС проходят государственную экологическую экспертизу, такой документ не предусмотрен в числе объектов государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) федерального уровня, перечисленных в статье 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ).
В целях исключения неоднозначного толкования и формирования правоприменительной практики законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в Закон N 174-ФЗ.
При этом законопроектом также предусмотрено внесение изменений в Закон N 174-ФЗ в части исключения при проведении повторной ГЭЭ проекта работ по ликвидации НВОС организации и проведения повторного обсуждений объекта ГЭЭ. Это обусловлено тем, что ранее в отношении такого проекта уже проводились обсуждения, а его корректировка осуществлялась по замечаниям ранее проведенной ГЭЭ. Данная мера позволит существенно сократить сроки ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В целях обеспечения прозрачности ценообразования работ по ликвидации НВОС и исключения необоснованных расходов бюджетных средств законопроектом вводится проверка достоверности определения сметной стоимости таких работ, за исключением проектов работ по ликвидации НВОС, подлежащих государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в связи с планируемым строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в ходе выполнения таких работ. При этом такая проверка будет осуществляться одновременно с проведением ГЭЭ.
Законопроектом закрепляется определение "наблюдение за ходом проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде", которое осуществляется посредством использования систем (методов) дистанционного наблюдения, постоянного (при необходимости) присутствия на территории объекта НВОС.
Финансовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им государственных учреждений в соответствии с установленными законопроектом полномочиями будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных в федеральном бюджете в 2023 - 2024 гг. на реализацию федерального проекта "Генеральная уборка".
Финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с установленными законопроектом полномочиями будет осуществляться в том числе в рамках средств, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соответствии с положениями статьей 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации, и не содержит решений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий на субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Финансовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им государственных учреждений в соответствии с установленными законопроектом полномочиями, будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных в федеральном бюджете в 2023 и 2024 гг. на реализацию федерального проекта "Генеральная уборка".
Так, для целей проведения инвентаризации объектов НВОС и оценки их воздействия на жизнь и здоровье граждан инициативой предусмотрено выделение в 2023 и 2024 годах средств в размере 6 631 000,0 тыс. руб., в том числе:
2023 год - 1 931 600,0 тыс. руб.;
2024 год - 4 699 400,0 тыс. руб.
Финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с установленными законопроектом полномочиями будет осуществляться, в том числе, в рамках средств, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соответствии с положениями статьей 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Начиная с 1 сентября 2022 г. на реализацию природоохранных мероприятий направляются ("окрашиваются") зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации средства (далее - "окрашенные платежи"):
от платы за негативное воздействие на окружающую среду;
от штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Расходование "окрашенных платежей" субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Планами мероприятий субъекта Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - иных мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, финансирование которых планируется за счет "окрашенных платежей". Указанные планы мероприятий утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Минприроды России.
Кроме того, в рамках федерального проекта "Генеральная уборка" предусмотрен механизм софинансирования мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в виде предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 (Приложение N 26 к государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды").
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил выявления, исследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде".
Основание: пункт 2 и абзац второй пункта 5 проектируемой статьи 80.1 законопроекта.
Обоснование необходимости подготовки: законопроект предусматривает проведение инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде посредством выявления органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления таких объектов на территориях (акваториях), их исследования и оценки, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится с учетом оценки степени их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни.
Законопроектом Росприроднадзор наделяется полномочиями по исследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни; Роспотребнадзор наделяется полномочиями по оценке воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни.
Законопроектом предусмотрена необходимость установления порядка выявления, исследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
Изложение предполагаемых правовых предписаний - проектом постановления предусмотрено урегулирование вопросов осуществления выявления, исследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, включая описание процедур взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, сроки их осуществления.
Сроки подготовки: в течение 3 месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Соисполнители: Росприроднадзор, Роспотребнадзор.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде".
Основание: абзац первый пункта 4 проектируемой статьи 80.2-1 законопроекта.
1. Обоснование необходимости подготовки: законопроектом предусмотрено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации. Работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводятся в соответствии с проектом таких работ.
Законопроектом также Росприроднадзор наделяется полномочиями по наблюдению за ходом проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в целях определения соответствия их проекту таких работ, участию в приемке таких работ.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: проектом постановление предусмотрено урегулирование вопросов подготовки и утверждения проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, приемки работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также их сопровождение путем осуществления наблюдения за ходом проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в целях определения соответствия их проекту таких работ.
Сроки подготовки: в течение 3 месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Соисполнители: Росприроднадзор.
3. Приказ Минприроды России "Об утверждении порядка проверки достоверности определения сметной стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и размера платы за проведение такой проверки".
Основание: абзац третий пункта 5 проектируемой статьи 80.2-1 законопроекта.
Обоснование необходимости подготовки - законопроектом предусмотрено установление Минприроды России порядка проверки достоверности определения сметной стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и размера платы за проведение такой проверки.
Изложение предполагаемых правовых предписаний - проектом приказа предусмотрено установление порядка проверки достоверности определения сметной стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также сроков осуществления таких работ.
Сроки подготовки: в течение 3 месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Соисполнитель: Минстрой России, Росприроднадзор.
4. Приказ Роспотребнадзора "Об утверждении методики оценки степени воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан".
Основание: пункт 6 проектируемой статьи 80.1 законопроекта.
Обоснование необходимости подготовки: существующие методики, используемые для оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде не учитывают воздействие на жизнь и здоровье граждан.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: проектом приказа Роспотребнадзора будут установлены методы оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан, порядок сбора необходимых данных, отбора проб и их анализ, а также сроки осуществления таких работ.
Сроки подготовки: в течение 3 месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Роспотребнадзор.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесение изменений в следующие нормативные правовых актов.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: законопроектом Росприроднадзор наделяется полномочиями по исследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан; по проверке достоверности определения сметной стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; по наблюдению за ходом проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в целях определения соответствия их проекту таких работ, участию в приемке таких работ. Роспотребнадзор наделяется полномочиями по оценке воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан.
Изложение предполагаемых правовых предписаний - проектом постановления предусмотрено внесение изменений в части наделения Росприроднадзора, Роспотребнадзора новыми полномочиями в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
от 25 декабря 2019 г. N 1834 "О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в связи с наделением полномочиями субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде и Росприроднадзора по исследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде); (абзацу первый пункта 2 проектируемой статьи 80.1, пункт 2 проектируемой статьи 80.2-1 законопроекта);
от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" (расширение перечня полномочий Росприроднадзора полномочиями, предусмотренными законопроектом, в том числе по исследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде; по проверке достоверности определения сметной стоимости работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; по наблюдению за ходом проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в целях определения соответствия их проекту таких работ, участию в приемке работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде) (абзац первый пункта 5 проектируемой статьи 80.1, абзац первый пункта 5 проектируемой статьи 80.2-1 , абзац первый пункта 7 проектируемой статьи 80.2-1 законопроекта);
от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (расширение перечня полномочий Роспотребнадзора полномочиями, предусмотренными законопроектом, в том числе по утверждению методики оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан) (пункт 6 проектируемой статьи 80.1 законопроекта);
от 13 апреля 2017 г. N 445 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде" (критерии определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в приоритетном порядке, их значение и сроки категорирования объектов устанавливаются Минприроды России по согласованию с Роспотребнадзором в части критериев, характеризующих оценку воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан) (пункт 3 проектируемой статьи 80.2 законопроекта).
Сроки подготовки: в течение 3 месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Соисполнители: Росприроднадзор, Роспотребнадзор.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует признания утратившим силу следующего нормативного правового акта.
6. Приказ Минприроды России "Об признании утратившим силу приказа Минприроды России от 4 августа 2017 г. N 435 "Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке".
Основание: статья 80.1 законопроекта излагается в новой редакции, исключающей полномочие Минприроды России в части утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде .
Изложение предполагаемых правовых предписаний: проектом приказа предусмотрено признание утратившим силу приказа Минприроды России от 4 августа 2017 г. N 435 "Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке".
Сроки подготовки: в течении 1 месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Минприроды России.
Соисполнители: Росприроднадзор, Роспотребнадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.