Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 246425-8 "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен в целях реализации положений федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" и направлен на урегулирование вопросов интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в правовую систему Российской Федерации в части, касающейся определения порядка применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Проектом федерального закона устанавливается, что уголовное судопроизводство на территориях вновь образованных субъектов Российской Федерации осуществляется по правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а преступность и наказуемость деяний, совершенных на территориях новых субъектов Российской Федерации до 30 сентября 2022 г., и иные уголовно-правовые последствия этих деяний определяются в соответствии с нормами уголовного законодательства Российской Федерации.
С учетом общепризнанных стандартов уголовного судопроизводства проектом федерального закона устанавливается запрет на поворот к худшему при квалификации деяния обвиняемого и назначении ему уголовного наказания.
Вводится положение, согласно которому не будет признаваться преступным и наказуемым деяние, совершенное на территории нового субъекта Российской Федерации до 30 сентября 2022 г., если оно было направлено на защиту интересов Российской Федерации или этих субъектов. Проектом федерального закона предусматривается механизм применения данного положения.
В целях обеспечения единства правового пространства проектом федерального закона предусмотрено положение о допустимости использования в российском уголовном процессе доказательств по уголовным делам, полученных до 30 сентября 2022 г. в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, действовавшим на территориях новых субъектов Российской Федерации, а также положение, обеспечивающее признание на территории Российской Федерации законной силы решений, принятых судами этих субъектов до указанной даты.
Проектом федерального закона предусмотрено, что в случае, если деяние, по которому досудебное расследование проводилось до 30 сентября 2022 г., по уголовному законодательству Российской Федерации не является преступлением, а также при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусматривается процессуальная форма реализации на территориях новых субъектов Российской Федерации права обвиняемого и иных участников уголовного судопроизводства на ознакомление со всеми материалами уголовного дела в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо этого, вводятся положения, обеспечивающие приведение видов уголовного преследования и подследственности в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающие рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, предлагается применять на территориях новых субъектов Российской Федерации с 1 января 2027 г.
Во избежание правовой неурегулированности в данной сфере положения проекта федерального закона предлагается распространить на правоотношения, связанные с деяниями, совершенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до 30 сентября 2022 г.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области"
Принятие федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области"
Принятие федерального закона "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.