Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 250320-8 "О внесении изменения в статью 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части предоставления информации о принятых мерах по результатам рассмотрения требований, указанных в предостережении)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан с целью установления обратной связи контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица в части предоставления информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, предложенных контрольным (надзорным) органом в объявленном предостережении.
Статьей 8 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) установлено, что проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
Статья 22 Федерального закона N 248-ФЗ определяет, что государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Подпунктом 1 пункта 7 статьи 23 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что одним из показателей, который учитывается при оценке добросовестности, является реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Пунктом 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Органами государственной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) на территории Оренбургской области, отмечается положительная практика применения Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе норм, регулирующих проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба).
Вместе с тем в статье 49 Федерального закона N 248-ФЗ определен порядок объявления предостережения контрольным (надзорным) органом о недопустимости нарушения обязательных требований и закреплено право контролируемого лица после получения предостережения подать возражение, но не предусмотрена обратная связь контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица в части предоставления информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Анализ объявленных предостережений в ходе проведения профилактической работы должностными лицами по Оренбургской области показывает, что на объявленные предостережения контролируемыми лицами в единичных случаях направляются возражения, а меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, предложенных контрольным (надзорным) органом в предостережении, как правило, не исполняются.
Изменение абзаца первого части 4 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ предоставляет право контролируемому лицу после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган информацию о принятых по результатам рассмотрения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований или возражение в отношении указанного предостережения, что позволит административному органу получать информацию о принятых мерах по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба), а контролируемым лицам - более ответственно подходить к исполнению объявленных предостережений, а также к добросовестному соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации. Таким образом, контролируемое лицо, направляя информацию о принятых мерах по недопущению нарушения требований законодательства Российской Федерации в орган контроля (надзора), объявившего предостережение, информирует о своем добросовестном соблюдении требований законодательства, в то время как пренебрежение предостережением ставит под сомнение добросовестность контролируемых лиц.
Информация по результатам рассмотрения о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований направляется в орган контроля (надзора), объявивший предостережение, в свободном порядке.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части предоставления информации о принятых мерах по результатам рассмотрения требований, указанных в предостережении)"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части предоставления информации о принятых мерах по результатам рассмотрения требований, указанных в предостережении) не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части предоставления информации о принятых мерах по результатам рассмотрения требований, указанных в предостережении)
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части предоставления информации о принятых мерах по результатам рассмотрения требований, указанных в предостережении) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.