Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 848246-7 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Проектом федерального закона предлагается изложить статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) в новой редакции, предусмотрев уголовную ответственность за заключение картеля, запрещенного антимонопольным законодательством Российской Федерации, и участие в нем, а также внести изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), устанавливающие подследственность уголовных дел об указанных преступлениях.
В соответствии с проектируемыми положениями части первой статьи 178 УК РФ критерием установления уголовной ответственности за заключение картеля, запрещенного антимонопольным законодательством Российской Федерации, и участие в нем является причинение указанным деянием крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере. В связи с чем в части 1 и 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающие административную ответственность за заключение картеля, запрещенного антимонопольным законодательством Российской Федерации, и участие в нем, необходимо внести изменения, использовав устоявшуюся в КоАП РФ формулировку "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния".
Положения проектируемого пункта 1 примечания к статье 178 УК РФ, определяющие понятие дохода для целей данной статьи как "выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), извлеченную всеми участниками ограничивающего конкуренцию соглашения без вычета произведенных расходов", не учитывают правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 13 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного 16 марта 2016 года, в соответствии с которой под доходом (применительно к доходу, полученному от монополистической деятельности, в том числе и картелей), подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия (бездействия) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия), а не вся полученная от реализации такой продукции выручка.
Обращаем внимание, что в санкциях статей УК РФ размер наказания в виде штрафа, исчисляемый в денежном выражении, должен соотноситься с размером штрафа, исчисляемым в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. При этом установление в санкции статьи УК РФ нижнего предела штрафа, исчисляемого в денежном выражении, влечет необходимость установления нижнего предела этого вида наказания, исчисляемого в размере заработной платы или иного дохода осужденного (проектируемые санкции частей второй и третьей статьи 178 УК РФ).
Из перечня преступлений, указанных в части первой статьи 31 УПК РФ, определяющей подсудность уголовных дел мировому судье, необходимо исключить часть первую статьи 178 УК РФ, поскольку проектируемая санкция данной нормы предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет.
Замечания юридико-технического характера по тексту законопроекта переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.