Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования нормативно-правового регулирования студенческих спортивных клубов" направлен на устранение противоречий в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в вопросе создания студенческих спортивных клубов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 ноября 2019 года N Пр-2397 необходимо к 2024 году обеспечить завершение создания студенческих спортивных клубов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях (далее - образовательных организациях). Однако контроль за эффективным развитием студенческих спортивных клубов затрудняется ввиду возможности создания таких клубов в различных формах. Действующие редакции Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по данному вопросу противоречат друг другу, предусматривая возможность создания студенческих спортивных клубов как в виде общественных объединений, так и в виде структурных подразделений образовательных организаций. При этом студенческий спортивный клуб, созданный в качестве структурного подразделения образовательной организации и обеспечивающий осуществление образовательной деятельности, имеет максимальные возможности для кадрового, финансового, материально-технического обеспечения в целях организации физкультурной и спортивной работы с обучающимися в рамках рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, и, соответственно, вовлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом.
В этой связи законопроектом предлагается сформировать единый подход к созданию в структуре образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций студенческих спортивных клубов в виде структурных подразделений. Учитывая, что согласно Порядку осуществления деятельности студенческих спортивных клубов, в студенческих спортивных клубах, созданных в виде структурных подразделений образовательных организаций, должны быть созданы необходимые условия для их функционирования, предлагаемые законопроектом изменения направлены в том числе на снижение рисков "формального" подхода к созданию студенческих спортивных клубов.
При этом исключение положений о создании студенческих спортивных клубов в том числе в виде общественных объединений, может ограничивать возможность участия обучающихся в развитии студенческих спортивных клубов в образовательной организации, включая выбор видов спорта, развиваемых в студенческом спортивном клубе. Вместе с тем, согласно части 6 статьи 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", советы обучающихся создаются в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. Соответственно в предлагаемой редакции законопроекта предусматривается возможность учета мнения обучающихся при создании студенческих спортивных клубов в качестве структурных подразделений образовательных организаций.
Также Межотраслевой программой развития студенческого спорта до 2024 года устанавливаются показатели (индикаторы) "доля студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования" и "доля студентов профессиональных образовательных организаций, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций". В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта до 2030 года аналогичный показатель с 2022 года включен Минобрнауки России в критерии "эффективного контракта" руководителей образовательных организаций высшего образования. В этой связи в рамках достижения цели студенческого спорта по вовлечению обучающихся в занятия физической культурой и спортом редакцию законопроекта предлагается дополнить словом "систематические".
Также учитывая, что действующая редакция статьи 28 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусматривает единый порядок создания школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, в то время как с 2020 года действуют отдельные Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и Порядок осуществления деятельности студенческих спортивных клубов, утверждаемые Минпросвещения России и Минобрнауки России соответственно, законопроектом предлагается актуализировать статью, разделив положения о создании школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты. Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования нормативно-правового регулирования студенческих спортивных клубов"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования нормативно-правового регулирования студенческих спортивных клубов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования нормативно-правового регулирования студенческих спортивных клубов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования нормативно-правового регулирования студенческих спортивных клубов" потребует внесения изменений в Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2020 года N 462 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.