Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 263208-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Предлагаемые изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации подготовлены в рамках совместной законодательной инициативы Партии "Единая Россия" и Партии "ЛДПР" и направлены устранение пробелов и неопределенностей уголовного законодательства в сфере ответственности за нарушение налогового законодательства, имеют целью разделение предпринимательской деятельности и незаконных проявлений в сфере налогообложения.
В настоящее время широкое распространение приобрел вид противоправной деятельности, связанный со сбытом подложных счетов-фактур и налоговых деклараций.
Схема преступной деятельности заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых осуществляется изготовление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, подтверждающих налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков.
Счета-фактуры и налоговые декларации сбываются заказчику либо по его поручению предоставляются в налоговые органы. За указанные действия организаторы противоправной деятельности получают незаконное вознаграждение в виде 2-3% от суммы фиктивно подтвержденных налоговых вычетов.
По данным Федеральной налоговой службы в 2021 году таким образом были оформлены незаконные налоговые вычеты на сумму порядка 1 трлн рублей
Действующие нормы особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации не позволяет применить к организаторам указанной противоправной деятельности мер уголовного воздействия, соответствующих общественной опасности их деяния.
Документы, используемые для целей налогообложения, в рассматриваемом случае не могут пониматься под официальным документом, что подразумевает невозможность привлечения лиц за использование, изготовление и сбыт таких поддельных документов по ст. 327 УК РФ.
Диспозицией статьи 327 УК РФ не охватываются действия по представлению подложных документов, используемых для целей налогообложения, через подставных лиц, в том числе с использованием персональных данных, полученных незаконным путем. Исключением является часть 5 статьи 327 УК РФ, которая по своему смыслу относит к заведомо подложным документам любые поддельные документы, удостоверяющие юридически значимые факты. Однако указанная норма применяется только в отношении действий по использованию заведомо подложного документа, а действия по изготовлению и сбыту не охватывает.
В настоящее время в соответствии со статьями 173.1 и 173.2 УК РФ уголовно-наказуемым являются действия, связанные с внесением недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, однако не подлежит ответственности противоправная деятельность, связанная с осуществлением юридически значимых действий от имени таких организаций.
По своей сути рассматриваемая деятельность направлена на создание видимости осуществления законной деятельности для обеспечения налоговых льгот третьих лиц. При этом организаторы деятельности получают доход в виде незаконного вознаграждения за указанные услуги.
Организационно подобные преступные группы близки к группам, осуществляющим незаконную банковскую деятельности, однако их деятельность, как правило, не подпадают под действие статьи 172 УК РФ, поскольку они не предоставляют незаконных банковских услуг не проводят от имени подставных организаций банковских платежей.
Отсутствие специальной нормы уголовного права не позволяет проводить оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности, до того момента пока фиктивными налоговыми вычетами не воспользуется реальный налогоплательщик, то есть до появления признаков преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ.
В такой ситуации достаточно сложно задокументировать связь организатором фиктивного документооборота и налогоплательщиком применившим вычет, поскольку "сбыт" документов, как правило, осуществляется через цепочку посредников, либо с использованием сети Интернет. Существенным обстоятельством, является тот факт, что даже в случае предъявления обвинения организаторам схемы как пособникам по ст. 199 УК РФ, они будут освобождены от уголовной ответственности в случае возмещения ущерба по конкретному уголовному делу, при этом не будет учитываться размер извлеченного ими преступного дохода от противоправной деятельности в целом.
При таких обстоятельствах можно констатировать наличие пробела уголовного законодательства.
Учитывая изложенное, предлагается внести в Уголовный Кодекс Российской Федерации статью 173.3 "Сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций", распространив понятие "подставное лицо", указанное в примечании к статье 173.1 УК РФ, на статью 173.3УК РФ.
Одновременно предлагается установить возможность прекращения уголовного преследования за совершение указанного деяния в связи с возмещением ущерба для чего в часть вторую статьи 76.1 УК РФ после слов "частью первой статьи 172" дополнить словами "частью первой статьи 173.3". Часть третью статьи 28.1 УПК РФ после слов "172 частью первой" дополнить словами "173.3 частью первой".
Отнести уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 173.3 УК РФ к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, предусмотрев возможность производства предварительного следствия также следователями органа, выявившего данное преступление. Для этого пункт 3 часть второй статьи 151 УПК РФ после "173.2" дополнить "173.3", часть пятую статьи 151 УПК РФ после "173.2" дополнить "173-3".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.