Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 271820-8 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Досье на проект федерального закона
Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями или предоставление им денежных средств, для приобретения или строительства жилых помещений. В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон) военнослужащим предоставляются денежные средства для жилищного обеспечения.
Период военной службы по контракту участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), за который ему предоставляются накопления для жилищного обеспечения, составляет в основном не менее 20 лет.
Однако в настоящее время не все участники НИС имеют право на восстановление накоплений для жилищного обеспечения на именном накопительном счете, в случае заключения ими нового контракта о прохождении военной службы после исключения из реестра участников НИС в связи с увольнением с военной службы. Ограничения по данному вопросу установлены в части 7.1 статьи 5 Федерального закона (в редакции Федеральных законов от 28 июня 2011 г. N 168-ФЗ и от 7 марта 2017 г. N 32-ФЗ).
Такой подход не обеспечивает реализацию указанными военнослужащими прав на жилищное обеспечение. В целом после достижения ими общей продолжительности военной службы по контракту 20 лет сумма накоплений для жилищного обеспечения у них не достигнет расчетной величины, предусмотренной параметрами НИС. В этой связи права военнослужащих на жилищное обеспечение ущемляются. По данному вопросу возникают жалобы и судебные разбирательства.
Проект федерального закона регулирует и уточняет положения части 7.1 статьи 5 Федерального закона, в части вопросов восстановления участникам НИС накоплений для жилищного обеспечения в случае заключения ими новых контрактов о прохождении военной службы после исключения из реестра участников НИС в связи с увольнением с военной службы.
Проект федерального закона предусматривает восстановление накоплений для жилищного обеспечения на именном накопительном счете участника НИС в случае заключения с ним нового контракта о прохождении военной службы независимо от причин его увольнения с военной службы в более ранний период прохождения военной службы по контракту. Предлагаемые изменения подготовлены также во исполнение перечня поручений, утвержденного Президентом Российской Федерации 20 сентября 2022 г. N Пр-1677.
Численность участников НИС, которым не восстановлены накопления, при заключении ими нового контракта о прохождении военной службы составляет 8630 человек. С учетом расширения в 2017 году оснований для восстановления накоплений (N 32-ФЗ от 7 марта 2017 г.), указанная численность военнослужащих ежегодно снижается (2019 год - 779 чел., 2020 год - 360 чел., 2021 год - 81 чел.) и в дальнейшем будет составлять единичные случаи.
Одновременно следует учитывать, что ранее при увольнении указанных военнослужащих с военной службы, накопления для жилищного обеспечения, учтенные на их именных накопительных счетах, в том числе и доход от инвестирования, были в полном объеме возвращены в федеральный бюджет. Кроме того, восстанавливаемые накопления будут в целом составлять сумму инвестиционного дохода (более 4,5 млрд. рублей), которая в период 2019 - 2021 годах возвращена в федеральный бюджет.
В этой связи реализация проекта федерального закона будет осуществляться в пределах средств, выделяемых на функционирование НИС.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2021 г. N 851, проекты нормативных правовых актов, содержащие сведения конфиденциального характера не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для общественного обсуждения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 851 следует читать как "25 августа 2012 г."
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба относится к особому виду федеральной государственной службы.
Информация, содержащаяся в материалах проекта федерального закона, включает сведения, касающиеся сферы деятельности, связанной с отдельными показателями, относящимися к вопросам военной службы. Такая информация, в целом относится к служебной и имеет характер ограниченного распространения.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" в организацию обороны включены вопросы финансирования расходов на оборону, а также контроля, за расходованием средств, выделенных на оборону. Указанные сведения, а также контроль, за деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, включены в Перечень сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 января 2022 г. N 22 (раздел 14).
В этой связи, проект федерального закона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не размещался.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской, а также иной экономической деятельности, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не окажет влияния на доходы, расходы федерального бюджета и не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О накопительное-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.