Проект постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения" (далее также - проект постановления Государственной Думы или постановление об объявления амнистии) разработан в соответствии со статьей 181 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятого Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД (далее - Регламент Государственной Думы), в целях объявления амнистии в отношении граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", совершивших административные правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ), то есть для освобождения указанных граждан Российской Федерации от мер административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения в области дорожного движения и последствий, связанных с применением таких мер.
В этой связи предметом правового регулирования проекта постановления Государственной Думы являются общественные отношения, возникающие в связи с освобождением граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", от мер административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ (за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ), и последствий, связанных с применением таких мер, в результате применения к ним постановления об объявления амнистии.
Достижение указанных целей возможно только образом, предлагаемом в проекте постановления Государственной Думы, поскольку объявление амнистии в соответствии со статьей 181 Регламента Государственной Думы возможно только путем принятия постановления об объявлении амнистии.
В настоящее время вопросы, связанные с возможностью объявления амнистии по делам об административных правонарушениях, регулируются пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части 1 статьи 24.5 и пунктом 1 статьи 31.7 КоАП РФ, главой 23 (статьи 181-182) Регламента Государственной Думы.
Так, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы относится объявление амнистии.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при издании акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 37.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.
В соответствии со статьей 181 Регламента Государственной Думы объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии.
Согласно части первой статьи 182 Регламента Государственной Думы проекты постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии вносятся в Государственную Думу и рассматриваются ею в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы для внесения и рассмотрения законопроектов.
Как известно, 24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации было принято решение о проведении специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины (далее - специальная военная операция).
Для продолжения выполнения боевых задач в рамках проводимой специальной военной операции 21 сентября 2022 года Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 647) была объявлена частичная мобилизация в Российской Федерации, в соответствии с которой высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации (пункт 8 Указа Президента Российской Федерации N 647).
Для всесторонней поддержки данных граждан Российской Федерации и членов их семей государством были приняты ряд социально-экономических мер (сохранения мест работы и должности (в том числе должности гражданской службы) на период мобилизации, зачет периода приостановления действия трудового договора в трудовой стаж работника, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости) 1, зачет периода прохождения военной службы либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в стаж гражданской службы 2, освобождение от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации 3, установление единовременной денежной выплаты в размере 195 тысяч рублей 4 и другие).
Кроме того, на наш взгляд, необходимо принятие и мер, связанных с освобождением указанных граждан Российской Федерации от административных ответственности и наказания за определенные совершенные ими административные правонарушения. В этой связи перечень тех мер поддержки обозначенных граждан Российской Федерации, которые уже приняты государством, а также продолжают разрабатываться представляется целесообразным дополнить такой мерой как освобождение их от мер административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, которые не представляют существенной общественной вредности (общественной опасности), и последствий, связанных с применением таких мер, для чего необходимо объявить в отношении них амнистию по указанным делам об административных правонарушениях. При этом в число таких административных правонарушений предлагается не включать административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения) и 12.26 (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) КоАП РФ, поскольку они наоборот характеризуются причинением существенной вредоносности общественным отношениям, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Таким образом, проектом постановления Государственной Думы предлагается объявить амнистию в отношении граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 647, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, и предусмотреть, что:
1) прекращается исполнение постановлений о назначении административных наказаний в отношении указанных граждан Российской Федерации, совершивших обозначенные административные правонарушения;
2) не начинается производство, а начатое производство по делам об указанных административных правонарушениях, совершенных до дня вступления в силу постановления об объявления амнистии, прекращается в отношении вышеопределенных граждан Российской Федерации;
3) отменяется срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, для указанных граждан Российской Федерации, совершивших обозначенные административные правонарушения, и подвергнутых административному наказанию;
4) не распространяется действие постановления об объявлении амнистии на граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 647, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения) и 12.26 (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) КоАП РФ.
В случае обретения проектом постановления Государственной Думы статуса Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предлагается, чтобы он вступил в силу со дня его официального опубликования (в целях скорейшего освобождения названных граждан Российской Федерации от мер административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения в области дорожного движения и последствий, связанных с применением таких мер) и подлежал исполнению в течение шести месяцев.
Принятие проекта постановления Государственной Думы позволит оказать со стороны государства дополнительную поддержку гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 647, совершившим административные правонарушения в области дорожного движения, не представляющие существенной общественной вредности (общественной опасности), включая сохранение их денежных средств (избавление от дополнительных финансовых обременений, связанных с расходами по уплате административных штрафов).
Совместно с проектом постановления Государственной Думы на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со статьей 181 и частью первой статьи 182 Регламента Государственной Думы внесен проект постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения".
------------------------------
1 Абзац девятый пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 7 октября 2022 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", абзац третий пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 7 октября 2022 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2 Абзац шестой пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 7 октября 2022 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3 Абзац третий статьи 2 Федерального закона от 7 октября 2022 года N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 166 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4 Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 2022 года N 787 "О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.