Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 273183-8 "Об ограничении розничной продажи и потребления безалкогольных тонизирующих и безалкогольных энергетических напитков"
Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации до настоящего времени не принят федеральный закон, регулирующий деятельность в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих и безалкогольных энергетических напитков. Между тем, в подобном регулировании есть острая необходимость. О данном факте свидетельствует то обстоятельство, что более сорока российских регионов самостоятельно в рамках законодательных актов субъектов федерации установили соответствующие запреты, в том числе на продажу такой продукции несовершеннолетним.
Особо следует отметить, что такой субъект Российской Федерации, как Москва до сих пор не ставил этот вопрос на повестку дня. Наши дети имеют возможность купить подобного рода продукцию, которая пагубно сказывается на их здоровье и зачастую приводит к нарушению работы сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.
Общественные организации неоднократно поднимали данный вопрос на федеральном уровне, однако все попытки принять соответствующий закон безапелляционно отклонялись.
Следует обратить внимание на то, что в последние годы произошел резкий рост объема продаж безалкогольных тонизирующих и безалкогольных энергетических напитков, а также значительно расширился их ассортимент. Существенно выросла общая доля потребления таких напитков на единицу населения. Это делает такой "бизнес" выгодным и любое его ограничение бьет по карману заинтересованных лиц.
Необходимо отметить, что молодые люди без каких-либо ограничений приобретают эти напитки, потребляют их в таком количестве, которое наносит безусловный вред их здоровью, прежде всего в отношении сердечно-сосудистой системы. Кроме того, регулярное потребление данных напитков формирует у молодых людей соответствующую зависимость от них, а также способно вызвать обострение нервных и психических заболеваний.
Энергетические напитки имеют свою специфику по сравнению с другими напитками, поскольку в их состав входят тонизирующие компоненты: кофеин, таурин, L-карнитин, глюкуронолактон. Основными компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12). Учитывая, что содержание кофеина в энергетических напитках обычно составляет верхний допустимый суточный уровень потребления (от 150 до 320 мг/л), при допустимом его потреблении 150 мг в сутки, и то, что выпуск тонизирующих напитков производится в упаковках объемом 250 мл и более, и не исключая возможности употребления тонизирующего напитка молодым человеком более одной упаковки в день, это может привести к негативному влиянию на здоровье.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 476-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" с датой введения в действие 1 января 2009 года с правом досрочного применения. В ГОСТе указывается на необходимость дачи производителями потребителям тонизирующих и энергетических напитков рекомендаций по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления.
Учитывая ограничение суточного потребления таких напитков, полагаем необходимым и целесообразным законодательно урегулировать сложившуюся ситуацию и ввести ограничения розничной продажи несовершеннолетним и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков в общественных местах.
Предлагается установить дату вступления в силу настоящего Федерального закона с 1 сентября 2023 года, в связи с тем, что разрабатываются изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с введение административной ответственности за розничную продажу таких напитков несовершеннолетним, а также ежегодно в России начинается новый учебный год, отмечается День знаний.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления безалкогольных тонизирующих и безалкогольных энергетических напитков"
Принятие и реализация федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления безалкогольных тонизирующих и безалкогольных энергетических напитков" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления безалкогольных тонизирующих и безалкогольных энергетических напитков"
Принятие и реализация федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления безалкогольных тонизирующих и безалкогольных энергетических напитков" не потребует отмены, изменения или дополнения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.