Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 155863-8 "О частной охранной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, А.Б. Выборным и Э.А. Валеевым проект федерального закона N 155863-8 "О частной охранной деятельности" (далее - законопроект).
Законопроект внесен в Государственную Думу в пакете с проектом федерального закона N 155871-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Концепция законопроекта направлена на совершенствование нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности в Российской Федерации.
В настоящее время частная охранная деятельность регулируется Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ). Вместе с тем за 30 лет, прошедших с момента принятия Закона РФ, его концептуальные положения перестали соответствовать сложившимся правоотношениям в сфере частной охранной деятельности.
Так, Законом РФ до настоящего времени регулируется как частная охранная деятельность, так и частная детективная деятельность, несмотря на то, что они представляют собой самостоятельные виды деятельности, различающиеся по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам и правовой природе. При этом согласно действующему российскому законодательству одно и то же лицо не может заниматься охранной и детективной деятельностью одновременно.
Законопроект решает данную проблему посредством законодательного разделения частной охранной и частной детективной деятельности на два самостоятельных вида деятельности.
Законопроект содержит следующие концептуальные нововведения.
Законопроектом вводится новый понятийный аппарат. В законопроекте дается определение таким понятиям, как "частная охранная деятельность", "охранная услуга", "охраняемые объекты", "телохранитель", "работник частной охранной организации", "личная карточка охранника", "технические средства охраны", "реагирование".
Законопроектом предусматривается конкретизация основных видов охранных услуг, к которым предлагается отнести:
- защиту жизни и здоровья физических лиц;
- охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности либо на ином законном основании;
- обеспечение общественного порядка, установленного организатором (заказчиком) мероприятий, в местах их проведения;
- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, охранной и охранно-пожарной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения, перечень видов которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах;
- охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке) с использованием технических средств охраны и (или) с принятием мер реагирования на их сигнальную (тревожную) информацию;
- охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке) с использованием служебных животных, перечень видов которых утверждается Правительством Российской Федерации.
При этом законопроектом снимаются ограничения на осуществление частными охранными организациями дополнительных видов деятельности. В этой связи законопроектом предлагается разрешить частным охранным организациям осуществлять следующие дополнительные виды деятельности при наличии соответствующих лицензий (разрешений):
- консультации и подготовка рекомендаций клиенту по защите от противоправных посягательств;
- обеспечение экономической безопасности в форме осуществления контрольных функций по учету поступаемой, складируемой и реализуемой продукции и (или) иных материальных ценностей;
- транспортировка (перевозка) охраняемых грузов, в том числе на бронированном автотранспорте;
- кинологическая деятельность и собаководство;
- деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
- аварийно-спасательная деятельность на нештатной основе.
Кроме того, законопроектом снимаются ограничения на создание филиалов частной охранной организации в одном субъекте Российской Федерации, а также привлечения других частных охранных организаций в качестве соисполнителей при оказании охранных услуг.
В то же время законопроектом вводятся ограничения на использование огнестрельного оружия в ходе оказания отдельных видов охранных услуг, при этом предусматривается возможность использования служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения в ходе оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья физических лиц.
Помимо этого, законопроектом устанавливается, что охрана объектов, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности, может осуществляться только частными охранными организациями, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Законопроектом также конкретизируются требования к учредителям частной охранной организации, в соответствии с которыми:
- частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, за исключением охранной;
- для юридического лица - учредителя (участника) частной охранной организации частная охранная деятельность должна быть основным видом деятельности, а иными видами деятельности могут являться только дополнительные виды деятельности;
- для физических лиц - учредителей (участников) частной охранной организации основным местом работы должна являться частная охранная организация и (или) общественная организация либо профессиональный союз, осуществляющие деятельность в сфере охраны и безопасности.
Законопроектом вводится новый порядок выдачи личной карточки частного охранника. Устанавливается, что обязательным требованием к частному охраннику является наличие у него личной карточки, выдаваемой им на период исполнения обязанностей, а Реестр личных карточек частных охранников ведется руководителем частной охранной организации.
Образец личной карточки частного охранника, порядок её учета и выдачи, порядок ведения Реестра личных карточек частных охранников, а также предоставления сведений из него согласно законопроекту устанавливаются Росгвардией.
Законопроектом уточняются основания приостановления действия лицензий на осуществление частной охранной деятельности и их аннулирования.
Кроме того, законопроектом определяются формы содействия частных охранных организаций правоохранительным органам в охране общественного порядка, а именно: обязательные формы содействия, которые частная охранная организация должна осуществлять как обладатель лицензии на особый вид услуг, и иные формы содействия, осуществляемые на основе соглашений (договоров) с правоохранительными органами.
Помимо этого, законопроектом совершенствуется порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности и уточняются основания проведения плановой и внеплановой проверок.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.