Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 155863-8 "О частной охранной деятельности", внесенному депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, А.Б. Выборным, Э.А. Валеевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается выделить вопросы нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности как самостоятельного вида деятельности в отдельный законодательный акт, исключив их из Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (проект федерального закона N 155871-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
По законопроекту имеются следующие замечания.
В статьях 4 и 6 законопроекта не учитываются особенности осуществления частной охранной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ). Кроме того, потребуется внесение изменений в часть 9 статьи 9.2 Закона N 256-ФЗ, устанавливающую требования к частной охранной организации субъекта топливно-энергетического комплекса.
Частью 2 статьи 7 законопроекта предусматривается, что частной охранной организации разрешается сдавать в аренду в том числе технические средства охраны и специальные средства. При этом круг лиц, которые в результате могут получить такие средства в аренду, проектом не ограничивается и не конкретизируется, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере распространения, учета и использования таких средств.
В соответствии с частью 3 статьи 8 законопроекта при заключении договора на оказание охранных услуг к основному договору и договору соисполнительства должны быть приложены копии документов, подтверждающие право собственности либо наличие иных законных оснований на охраняемый объект, заверенные клиентом (заказчиком услуг). Следует иметь в виду, что в соответствии с законодательством Российской Федерации заверенная таким образом копия документа не может быть признана заверенной надлежащим образом и, соответственно, не имеет правового статуса.
В части 1 статьи 19 законопроекта, предусматривающей возможность приостановления действия лицензии в случае повторного нарушения лицензионных требований до истечения одного года, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, необходимо учитывать, что к административной ответственности за различные правонарушения, в том числе связанные с нарушениями лицензионных требований в сфере частной охранной деятельности, могут быть привлечены не только юридические, но и должностные и физические лица (см. части 3 и 4 статьи 14.1, часть 4 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).
В проекте федерального закона определены три категории работников частной охранной организации, работающих по трудовому договору: частный охранник (охранник), телохранитель и работник частной охранной организации. При этом последний, исходя из смысла положений пунктов 9, 10 и 13 части 1 статьи 2 законопроекта, по своим трудовым правам и обязанностям не относится к частным охранникам (охранникам), а выполняет иные трудовые обязанности, не связанные с осуществлением охранных услуг. Однако далее по тексту проекта идет "смешение" этих категорий работников, в том числе с точки зрения их трудовых прав и обязанностей, в связи с чем понятийный аппарат законопроекта требует уточнения.
Основания увольнения, указанные в пункте 6 части 3 статьи 11 законопроекта, необходимо согласовать с основаниями увольнения, определенными в федеральных законах о соответствующих видах государственной службы. Так, например, в отношении государственной гражданской службы не предусмотрены такие виды увольнения, как "систематическое нарушение дисциплины", "совершение проступка, порочащего честь государственного служащего" (см. статью 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Положения пунктов 7 и 8 части 3 статьи 11 и пункта 1 части 2 статьи 13 законопроекта следует согласовать со статьей 6.9 КоАП РФ в части потребления новых потенциально опасных психоактивных веществ.
В пункте 10 части 1 статьи 2 и части 3 статьи 14 законопроекта содержится указание на дополнительное профессиональное образование в области охранной деятельности "со специализацией "личная охрана". Учитывая то, что дополнительное профессиональное образование, исходя из содержания статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2021 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", не предусматривает специализации, а в части 1 статьи 14 законопроекта в контексте дополнительного профессионального образования в области охранной деятельности вообще отсутствует указание на специализацию, рассматриваемые положения нуждаются в корректировке.
Используемую в проекте терминологию следует привести в соответствие с терминологией законодательства Российской Федерации. Так, в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 2, части 3 статьи 10, пункте 1 части 7, части 8 статьи 15 законопроекта термин "персонал" необходимо заменить термином "работники" (см. статью 20 Трудового кодекса Российской Федерации), в пункте 3 части 8 статьи 21 законопроекта слова "органы здравоохранения" заменить словами "медицинские организации" (см. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Также, в частях 2 и 11 статьи 14 законопроекта вместо слов "обучение по соответствующим основным программам профессионального обучения" следует использовать слова "профессиональное обучение" (см. пункт 9 части 1 статьи 2 и части 1 статьи 12 законопроекта).
Обращаем внимание, что статья 2 законопроекта содержит только одну часть, в связи с чем ее цифровая нумерация подлежит исключению.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.