Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 140808-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 21 сентября 2022 г. N 3.25-5/41)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 140808-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - проект федерального закона, законопроект), внесённый Правительством Российской Федерации, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Проект федерального закона разработан в соответствии с пунктом 28 плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов, утвержденного Правительством Российской Федерации от 13 мая 2021 года N 4806п-П13, и направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования порядка подготовки, заключения и исполнения концессионных соглашений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях привлечения в коммунальную инфраструктуру квалифицированных организаций и обеспечения качественного и бесперебойного предоставления коммунальных услуг потребителям.
Комитет отмечает высокую актуальность предлагаемых законопроектом изменений и считает необходимым отметить своевременность и важность принятия следующих проектируемых норм:
установление обязательного размера задатка для лиц, направивших заявки на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, санкций за отзыв указанной заявки, отказ или уклонение от подписания концессионного соглашения, а также базовых требований, подтверждающих квалификацию потенциального концессионера в качестве инвестора и оператора коммунальной инфраструктуры, что будет ограничивать вход на рынок недобросовестных организаций, ориентированных на краткосрочное извлечение прибыли без осуществления инвестиций в объекты концессионного соглашения;
запрет на участие в качестве концессионеров государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений, учредителями которых являются концеденты;
установление обязанности концессионеров разрабатывать проекты инвестиционных программ и ответственности за неисполнение такой обязанности, что позволит концеденту контролировать и оценивать не только плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, но и экономический эффект от выполнения условий концессионного соглашения в целом;
снятие ограничений по доле незарегистрированного недвижимого имущества в общем объеме имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, а также расширение возможности концедента и концессионера по осуществлению государственной регистрации такого имущества.
Комитет поддерживает принятие рассматриваемого проекта федерального закона, вместе с тем имеет ряд предложений и замечаний, которые могут быть учтены при его рассмотрении Государственной Думой и дальнейшем нормативно-правовом регулировании в указанном сфере:
1) Требует уточнения норма о запрете на участие в качестве концессионеров государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений, учредителями которых являются концеденты. Полагаем, что на практике реализация данного запрета может привести к ситуациям, когда концессионерами могут стать государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения, учредителями которые являются иные публично-правовые образования, что, в конечном итоге, не решит имеющуюся проблему и не позволит достичь цели проектируемой нормы об увеличении объёмов привлечения частного капитала в указанную сферу;
2) В проектируемой части 3.3 статьи 36 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусматривается, что концедент в течение 5 рабочих дней с момента подписания проекта концессионного соглашения концессионером направляет подписанный проект концессионного соглашения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации для подписания концессионного соглашения субъектом Российской Федерации, который принимает решение о его подписании не позднее чем через 15 дней.
В то же время порядок принятия указанного решения субъектом Российской Федерации законопроектом не определен. Так, например, указанная норма требует уточнения для ситуаций, когда у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на этапе принятия решения о подписании концессионного соглашения возникают замечания к нему либо проектируемый на подписание концессионного соглашения срок будет не соблюден;
3) В соответствии с пунктом 1.1 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 410, и пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) инвестиционные программы для единых теплоснабжающих организаций (далее - ЕТО) в ценовых зонах не разрабатываются и не утверждаются.
В соответствии с частью 2 статьи 23.4, части 3 статьи 23.7 Федерального закона N 190-ФЗ планирование инвестиционной деятельности ЕТО в ценовой зоне теплоснабжения осуществляется в схеме теплоснабжения и соглашении об исполнении схемы теплоснабжения, в связи с чем, проектируемы нормы об утверждении инвестиционных программ для ЕТО в ценовой зоне теплоснабжения избыточны в связи с невозможностью их применения для целей регулирования и контроля по аналогии с территориями, на которых остается тарифное регулирование.
На основании указанного предлагается исключить действие проектируемых законопроектом изменений в частях 8-9 статьи 42 Федерального закона N 115-ФЗ в отношении ЕТО в ценовых зонах теплоснабжения;
4) В соответствии с проектируемыми нормами части 5 статьи 46 Федерального закона N 115-ФЗ при определении имеющегося опыта эксплуатации концессионером объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, полагаем целесообразным учитывать, в том числе опыт эксплуатации таких объектов организацией, правопреемником которой является концессионер; а также наряду с установлением критерия численности населения, проживающего в населенных пунктах, в которых концессионер имеет опыт осуществления соответствующей деятельности, рассмотреть для объектов теплоснабжения возможность установления критерия величины эксплуатируемой мощности таких объектов;
5) Требует дополнительного обсуждения вопрос устанавливаемого частью 5.1 статьи 46 Федерального закона N 115-ФЗ совокупного расчета соответствия вводимым требованиям в отношении группы лиц, в случае, если концессионер образует такую группу лиц. Предлагаемая норма не учитывает ситуацию, при которой в группу лиц могут входить организации, осуществляющие различные виды деятельности, следовательно, предлагаемый расчет должен основываться на основании показателей осуществления лицами, образующими группу лиц, только специального вида деятельности;
6) Введение в часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" нормы о запрете на неоднократную и последовательную передачу хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры без проведения торгов, если стоимость передаваемого имущества превышает 10 процентов объекта концессии, представляется необоснованным и нецелесообразным.
В силу положений частей 5 и 7 статьи 51 Федерального закона N 115-ФЗ такого рода ограничение является одним из условий передачи концедентом концессионеру без проведения торгов, путем изменения условий действующего концессионного соглашения, прав владения и (или) пользования бесхозяйными объектами теплоснабжения, объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также созданными в течение срока реализации концессионного соглашения новыми объектами коммунальной инфраструктуры.
Действующим законодательством Российской Федерации в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения предусматривается возможность заключения договоров аренды в отношении находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем. При этом ограничения в части стоимости передаваемого имущества отраслевым законодательством не установлены (часть 3 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ, часть 3 статьи 41.1 Федерального закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Введение данного ограничения исключает возможность заключения договора аренды указанного имущества (срок ввода в эксплуатацию которого составляет более 5 лет), технологически связанного с имуществом, используемым на законных основаниях, до момента заключения концессионного соглашения, что, в свою очередь, влечет риски обеспечения надежности теплоснабжения и необходимость дополнительных расходов бюджета на эксплуатацию соответствующих объектов в связи с невозможностью их оперативной передачи действующей в муниципальном образовании ресурсоснабжающей организации.
Также к тексту законопроекта имеется ряд редакционных замечаний:
1) В целях обеспечения единства терминологии в пунктах 1-2 проектируемой части 5 статьи 46 Федерального закона N 115-ФЗ предлагаем заменить слова "предоставление коммунальных услуг" на слова "деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению";
2) Положения части 4.9 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ относятся к инициативному предложению, поэтому считаем целесообразным исключить ссылку на данную норму из текста проектируемой части 3 статьи 48 Федерального закона N 115-ФЗ;
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 140808-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в первом чтении при условии его дальнейшей доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.