Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 140808-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект уточняет положения Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон) о порядке заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - отдельные объекты ЖКХ), а также о порядке заключения концессионных соглашений без проведения торгов. Кроме того, уточняются положения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" о порядке предоставления прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения торгов.
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
Согласно проектируемой части 8 статьи 5 Федерального закона концессионером не могут являться государственные или муниципальные унитарные предприятия или бюджетные учреждения в случае, если один из учредителей такого предприятия или учреждения является концедентом. Данная формулировка допускает наличие у государственного или муниципального унитарного предприятия или бюджетного учреждения нескольких учредителей и, таким образом, не учитывает положения пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 4 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", которые не допускают соучредительство нескольких лиц при создании учреждений и унитарных предприятий.
Проектируемая часть 3.3 статьи 36 Федерального закона не учитывает, что в указанный в ней срок субъект Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона может принять как решение о подписании концессионного соглашения, так и решение об отказе в его подписании.
В связи с предлагаемыми изменениями части 10 статьи 39 и статьи 40 Федерального закона, согласно которым обязанность по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на объект концессионного соглашения и государственной регистрации обременения данного права может быть возложена не только на концессионера, но и на концедента, в соответствующей корректировке нуждаются и положения пункта 6 части 1 и части 3 статьи 42 Федерального закона, которые предусматривают необходимость выполнения такой обязанности только концессионером.
Законопроект в перечне дополнительных условий, включаемых в конкурсную документацию, указывает также сведения о реквизитах счетов, на которые участники конкурса вносят задаток в обеспечение исполнения обязательств по заключению концессионного соглашения (проектируемый пункт 16 части 1 статьи 46 Федерального закона). Вместе с тем обращаем внимание, что необходимость указания в конкурсной документации реквизитов счетов, на которые вносится задаток, уже предусмотрена в общих положениях о содержании конкурсной документации (пункт 12 части 1 статьи 23 Федерального закона).
Проектируемая часть 5 статьи 46 Федерального закона устанавливает требования к опыту участников конкурса на право заключения концессионного соглашения в сфере эксплуатации отдельных объектов ЖКХ в зависимости от размера населенного пункта, в котором планируется оказание услуг в соответствии с концессионным соглашением, при этом предусматривается, что в случае, если концессионер образует с иными лицами группу лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции, его соответствие таким требованиям "должно определяться совокупно по такой группе лиц". Порядок такого совокупного расчета нуждается в уточнении, учитывая, что некоторые лица из этой группы могут соответствовать предъявляемым требованиям, тогда как другие - нет.
Согласно проектируемой части 5.1 статьи 47 Федерального закона в случае принятия решения о заключении концессионного соглашения в отношении отдельных объектов ЖКХ обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению может предоставляться участником конкурса в виде задатка или безотзывной банковской гарантии, что следует согласовать с положением пункта 11 части 1 статьи 23 Федерального закона, которое в указанном случае требует предоставление концессионером исключительно безотзывной банковской гарантии.
Проектируемая часть 3 статьи 48 Федерального закона предоставляет концеденту право вносить изменения в конкурсную документацию в течение 15 рабочих дней со дня размещения конкурсной документации на официальном сайте в соответствии с частью 4.9 статьи 37 Федерального закона при условии обязательного продления срока представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений не менее чем на 30 рабочих дней со дня внесения таких изменений. Однако в части 4.9 статьи 37 Федерального закона отсутствует регулирование соответствующих вопросов. Неточным является и упоминание о продлении срока представления конкурсных предложений, поскольку в период с момента размещения конкурсной документации на официальном сайте до завершения предварительного отбора участников конкурса конкурсные предложения не представляются (часть 4 статьи 23, статьи 26-30 Федерального закона). Кроме того, обращаем внимание, что часть 6 статьи 46 Федерального закона не ограничивает право концедента вносить изменения в конкурсную документацию на основании предложений о ее изменении пятнадцатидневным сроком со дня размещения такой документации на официальном сайте.
Неточные ссылки содержатся также в проектируемых частях 4 и 5 статьи 48 Федерального закона. При этом в части 4 не учитываются требования, устанавливаемые к участникам конкурса в проектируемой части 5 статьи 46 Федерального закона.
В связи с изменением проектом в частях 4.9 и 4.10 статьи 37 Федерального закона срока размещения на официальном сайте предложения о заключении концессионного соглашения соответствующее изменение необходимо внести и в часть 5 статьи 52.1 Федерального закона.
Предлагаемое положение части 1.3 статьи 51 Федерального закона о порядке опубликования конкурсной документации и сообщения о проведении открытого конкурса не соответствует предмету регулирования данной статьи, определяющей особенности заключения концессионного соглашения без проведения конкурса. При этом в данном положении срок опубликования устанавливается со дня размещения на официальном сайте информации о первой поступившей заявке о готовности к участию в конкурсе, что требует согласования с предлагаемой редакцией части 4.9 статьи 37 Федерального закона, которая устанавливает единый срок для размещения информации обо всех поступивших заявках о готовности к участию в конкурсе (не позднее трех рабочий дней со дня истечения срока размещения на официальном сайте предложения о заключении концессионного соглашения).
Предлагаемая редакция пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не учитывает положение части 2 данной статьи, согласно которому указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Кроме того, в проектируемом пункте 8.1 данной статьи необходимо уточнить категорию объектов теплоснабжения, права на которые могут перейти к единой теплоснабжающей организации без проведения торгов (например, не ясно, могут ли быть предоставлены в таком порядке объекты теплоснабжения, технологически не связанные с объектами теплоснабжения, принадлежащими единой теплоснабжающей организации, или не находящиеся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.